В
1967 году они собрались в Монреале на свой
Первый съезд. Автор этих
строк, взвесив чаяния однокашников в
довоенной Югославии, порабощенной
Германией, и в цветущей Америке, пришел к
заключению, что устройство общекадетского
Съезда необходимо ради осуществления трех
целей:
воссоздания
нашего Корпуса,
переиздания
Памятки и
записи
на ленту старинных военных песен в
исполнении кадетского хора.
Идею
Съезда поддержали такие энтузиасты, как
тогдашний председатель Монреальского
Объединения Евгений
Рубанистый (X выпуск Русского
кадетского корпуса), Евгений
Ляшенко (XI выпуска РКК), Георгий
Левчук (вице-фельдфебель XVII выпуска 1-го
Русского Великого Князя Константина
Константиновича кадетского корпуса) и Александр
Перекрестов (XXVII выпуска 1-го РВККККК),
причем последний проделал самую
неблагодарную часть работы —
административную.
При
организации первого в истории Съезда кадет,
его инициаторы применили "военную
хитрость". Они приурочили Съезд к двум
экстраординарным событиям в Монреале: к
выставке ЕХРО-67 и к гастролям Оперы
Большого театра Москвы, на что "клюнуло"
большинство кадет (особенно жены), и все они
дружно тронулись в Канаду. Собралось более
40 человек (не считая дам).
Этот
Съезд поистине ознаменовал собою важный
момент в истории Российского кадетства
вообще и зарубежного в частности. Впервые
после истребительной, вселенской войны,
разбросавшей русских людей по всей планете
и уничтожившей многих из них, съехались
однокашники, не видавшие друг друга долгие
годы и даже не подозревавшие о
существовании друг друга. Неожиданные
встречи, сопровождаемые бурными
восклицаниями, были достойны кисти
художника или, во всяком случае, объектива
фотографа-любителя, коих оказалось немало.
Однодневная
программа Первого съезда:
1.
Парадная Встреча, которой командовал вице-фельдфебель
XXI выпуска 1-го РВККККК Алексей
Иордан.
2.
Заря с церемонией.
3.
Банкет с последующим концертом.
4.
Официальное открытие Съезда. Доклады и
дискуссия.
5.
Закрытое собрание кадет.
6.
Оглашение Резолюции и закрытие Съезда.
7.
Прощальный ужин с речами и с исполнением кадетских
песен.
Работа
Первого съезда увенчалась рядом деловых
постановлений, из которых важнейшими можно
считать создание системы координации
взаимопомощи, решения об издание Памятки,
создании архива фотографий и наметка плана
Второго съезда.
Смелым
решением организаторов Второй
съезд был перенесен в знойную
Венесуэлу. Первый раз в истории столь
представительная рота кадет в 60 душ
пересекла тропики Рака и Козерога, и
кадетские гимны зазвучали на южных берегах
Антильского моря. Но задорный кадетский дух
проявил себя еще по пути в Каракас, когда
перед ошеломленным экипажем авиалайнера
кадеты опустошили весь бар самолета,
сохранив при этом полную трезвость ума, что
красочно описала в своей поэме "придворная"
поэтесса Объединения и институтка Нонна
Белавина. Самый Съезд начался 12 июля 1970
года.
В
качестве его увертюры можно считать
раздачу книги "Кадетские корпуса за
рубежом", издание которой было
приурочено ко Второму съезду во исполнение
пункта 3-го Резолюции Первого,
предписывавшего издать Памятку, о чем
доложил редактор книги Николай
Козякин (VIII выпуска Крымского
кадетского корпуса), принеся извинения за
неизбежные пропуски.
Центральное
же место в работе Второго съезда заняла
тема о воспитании молодежи в современных
эмигрантских условиях, по поводу чего были
прочитаны два обстоятельных доклада и
вынесена Резолюция, призывающая зарубежных
Российских кадет поддержать идею
воссоздания закрытого учебного заведения
за границей.
Как
и следовало ожидать от самого многолюдного
Объединения, которому была поручена
организация следующего съезда,
Третий съезд в Нью-Йорке
превзошел по своему размаху все предыдущие
и многие из последующих. На нем
присутствовали 149 кадет. Этому успеху
способствовало то обстоятельство, что
церемониальная и деловая части были
проведены в г. Лейквуде под сенью культурно-просветительского
общества "Родина", В 1972 году еще были
живы старейшие кадеты, которые не только
украсили Съезд своим присутствием, как
герои Белого Движения, но и передали
письменное завещание будущим поколениям
кадет. И не случайно именно молодой
кадетской поросли в будущем Третий съезд
почти полностью посвятил свою Резолюцию,
содержащую и перечень целей, и план
действий.
Нельзя
не отметить предложение Александра
Стацевича (II выпуска Русского
кадетского корпуса) исключить из обращения
в отношении кадет слово "бывший", что
было принято большинством голосов, а также
утвердить написание слова "Княже-Константиновцы"
как единственно правильное (принято
единогласно).
Тихоокеанское
побережье. Золотой Рог. Великолепный
православный собор. Единственный на всю
Америку Русский Центр, Форт Росс, тропы
русских землепроходцев. Русская речка.
Наконец, самая большая русская колония и
наиболее компактно проживающие члены
кадетского Объединения.
В
этих условиях Четвертый съезд
1974 года в Сан-Франциско не мог не быть
плодовитым. Но на фоне вдохновенных
докладов, художественных выступлений и
дискуссионного мастерства 120 собравшихся
кадет предостерегающим диссонансом
прозвучало напоминание о том, что на этот
раз количество молодежи значительно
уменьшилось по сравнению с прошлыми
Съездами.
Нельзя
обойти молчанием Пятый съезд 1976
года. Во-первых, потому, что тогда в числе 120
его участников в Монреаль съехались кадеты
многих корпусов, проживавшие в самых
отдаленных краях — в Австралии, Арабских
Эмиратах, Мексике. Во-вторых — в силу
предложения докладчика Николая
Протопопова (XX выпуска 1-го РВККККК)
включить в программу последующих Съездов
симпозиум по "К.Р.- ведению", который
позволит рассмотреть в жизни Великого
Князя Константина Константиновича не
только его занятия военным делом и изящными
искусствами, но и наукой.
Минуя
подробности Шестого съезда
1978 года в Венесуэле, который оказался
малолюдным из-за значительных объективных
трудностей, все же следует обратить
внимание на исчерпывающие доклады Алексея
Мальчевского о генерале бароне П. Н.
Врангеле и Сергея Дурилина
о Короле Сербов, Хорватов и Словенцев
Александре I. Главное, на Съезде было
принято принципиальное решение считать
кадетские Объединения продолжателями
Белого Дела и "прилагать все усилия к
развитию, укреплению и распространению
Белой Идеи ".
Тридцать
лет спустя после исхода русских кадет из
Европы участники Седьмого
съезда в июле 1980 года вернулись во
владения Старого Света. В пригороде Парижа
собрались 166 питомцев почти всех корпусов —
от Аракчеевского до Ярославского, — и
поэтому этот Съезд можно считать
Общекадетским. Вполне естественно, он был
посвящен Белому Движению, что с особой
остротой почувствовали все участники при
посещении кладбища Белой эмиграции в Сант-Женевьев
де Буа. Помимо Резолюции Съезда, громадное
значение имел доклад К. М.
Перепеловского, который может
служить пособием для учебников истории
Гражданской войны.
Про
многолюдный (132 кадета) и роскошный Восьмой
съезд 1 августа 1982 года в Лос-Анджелесе,
можно сказать, что он был четко и красочно
организован на манер голливудских
кинофильмов. Доклады о России, особенно Игоря
Автамонова, носили академический
характер. С большим успехом выступал хор
под управлением Георгия
Григорьева (XXIV выпуска РКК).
Девятый
съезд в августе 1984 года
отличался от всех предыдущих тем, что на нем
впервые был полностью проведен чин Зари с
церемонией в сопровождении хотя и
неполного, но все-таки духового оркестра.
Общему успеху способствовало
местоположение живописного городка Вест
Пойнт над Гудзоном. Некоторые из гостей
признали, что они, наконец, увидели
настоящую организацию кадетского парада на
съезде. Этот опыт положил основание будущим
парадам. Кроме того, на концерте выступал
хор молодежи, который исполнил цикл
несколько забытых военных песен.
Помимо
того, что Десятый съезд,
начавшийся 3 августа 1986 года неподалеку от
Монреаля и собравший более 100 участников,
оказался Юбилейным, на нем произошло
несколько незаурядных акций. Прежде всего,
кадеты обсудили и осудили две книги Ивана
Дорбы — "Белые тени" и "Под
опущенным забралом", изданные в
Советском Союзе 250000 тиражом, в которых
клеветническим нападкам подвергаются не
только активные деятели Белой эмиграции, но
главным образом кадеты Донского корпуса.
Выступавшие кадеты, живые свидетели
показанных в книге событий, красноречивее
всяких рецензентов, разбили все домыслы
автора и выявили самую суть исторических
фактов. Драматический эпилог этой
запутанной истории описан в "Кадетской
перекличке" № 69 — 71 кадетом XXVI выпуска Юрием
Амосовым. Он расшифровал псевдоним
"Иван Дорба" (автор книг оказался
кадетом VII выпуска Крымского корпуса Владимиром
Чеботаевым) и в середине 1998 года взял
у него интервью.
Достижением
Десятого съезда можно считать то, что его
участники, наконец, организовали Кадетский
хор и напели на ленту старинные военные
песни, которые послужили основанием для
пластинки, изданной через два года, в 1988
году.
При
всем своем скромном размахе Одиннадцатый
съезд (1988 год) в Каракасе оставил
яркий след в кадетской жизни тем, что
отметил 40-летие Венесуэльского Объединения
и преддверие празднования Тысячелетия
Крещения Руси. Особо следует подчеркнуть,
что оба докладчика, Владимир
Бодиско и Николай
Козякин, выступавшие по теме Съезда,
выраженной в его девизе "Верны заветам
старины", уже тогда, в январе 1988 года,
предчувствовали приближение перемен в СССР.
Двенадцатый
Съезд 1990 года в г. Санта-Роза,
Калифорния, является водоразделом во всей
Кадетской деятельности со времени гибели 1-го
Русского корпуса в 1945 году, что видно из
пламенной Резолюции этого Съезда: все
кадеты призываются "напрячь все силы для
помощи русскому народу, воспользоваться
появившимися возможностями связи с Союзом
воспитанников Суворовских военных училищ".
Одновременно с сожалением было отклонено
предложение о создании закрытого заведения
типа кадетского корпуса ввиду отсутствия
необходимых возможностей.
Эта
Резолюция является отражением двух
взаимодополняющих событий Съезда: доклада (неопубликованного)
о необходимости воссоздания Кадетского
корпуса за рубежом и письма - обращения
представителя суворовцев полковника Е.
П. Исакова к зарубежным Российским
кадетам с предложением о сотрудничестве.
После
этого события предстояло в январе 1992 года
провести Тринадцатый Съезд
в Каракасе, на котором надлежало не только
предложить план Четырнадцатого, но, что
было гораздо труднее, и определить
дальнейшие действия в связи с первым
контактом с суворовцами. К счастью, вопреки
некоторым разногласиям и благодаря
стараниям Центра Кадетской Связи во главе с
Алексеем Ермаковым, пункт 7-ой Резолюции
рекомендовал организовать визит группы
кадет в Россию ради более близкого
знакомства с воспитанниками Суворовских
военных училищ. На этом основании в конце
августа 1992 года и была устроена такая поездка
полусотни кадет. Эта первая Встреча с
суворовцами логически вписалась в череду
кадетских съездов. Более того, она явилась
первым шагом к возрождению кадетства на
Руси и соединения его с Русским Военным
Зарубежьем. Сама идея возрождения
кадетских корпусов с такой быстротой
долетела до России и получила столь
благоприятный отклик, что положительные
результаты претворения идеи в жизнь были
видны уже в сентябре 1992 года — в нашем общем
с суворовцами строю на общекадетском
параде в Москве стоял полувзвод первого
класса только что возрожденного Донского
Императора Александра III кадетского
корпуса. Необыкновенные торжества тех дней
отражены в "Кадетской перекличке" № 53.
На
Четырнадцатом съезде в
сентябре 1994 года в штате Пенсильвания имел
место ответный визит суворовцев и
нахимовцев. Среди его почетных гостей были
генерал-лейтенант Анатолий
Чувакин, генерал-майоры Анатолий
Друкарев и Валерий
Скоблов, контр-адмирал Николай
Малов, полковники Евгений
Исаков и Николай Сычев,
капитан 2 ранга Александр
Комаров. 11 сентября на кладбище Ново-Дивеевской
обители в г. Спринг Вали (штат Нью-Йорк) они
участвовали в Заре с церемонией у памятника
кадетам всех Императорских и зарубежных
Российских корпусов, в тот же день, но
прежде, освященного митрополитом Виталием.
Перед парадом гости успели осмотреть
могилы, в которых покоятся не только
останки Белых воинов, но и участников
Освободительного движения народов России.
С
первых же минут Съезда стало ясно, что он
знаменует собой творческое содружество
родственных по духу организаций, и поэтому
его работа с особой яркостью выявила, не
только прошлое России, но и ее будущее. В те
сентябрьские дни состоялся подлинный
кадетский форум планетарного масштаба,
предопределивший многие замыслы
кадетского братства, о чем красноречиво
свидетельствует Резолюция Съезда. ("Кадетская
перекличка" № 55 - 56). Отдельного внимания
заслуживает ее параграфы IV. 1 и IV. 2,
предписывающие издание материалов о жизни
1-го Русского Великого Князя Константина
Константиновича кадетского корпуса в 40-е
годы для распространения этих материалов в
России.
Каждый
очередной съезд знаменует собой важный
этап в жизни кадетских объединений. Так, на Пятнадцатый,
1996 года, в Санта-Розу прибыли уже "настоящие"
кадеты Донского и Кубанского кадетских
корпусов со своими директорами ради
освящения кадетских знамен. Трудно
передать словами значение такого
происшествия и восторг от того, что две
шеренги старых и молодых кадет стояли друг
против друга, проводя совместно ритуальный
чин Зари с церемонией и таинство освящения
знамени. На этом Съезде произошло то, чего
старшим, "зарубежникам" не хватало
долгие годы: мальчики-кадеты внесли в
помещение отеля, как в парадный корпусной
зал, знамя Донского корпуса, во всем
отвечающее требованиям его описания в
Высочайшем приказе! И как должен был бы
радоваться такому возрождению кадетских
сил Великий Князь, глядя на своих
наследников с замечательного портрета,
привезенного на Съезд художницей Машей
Молодых!
Самым
важным вопросом, обсуждавшимся на Съезде,
был вопрос передачи возрождающимся в
России кадетским корпусам старых кадетских
традиций. Устами Игоря
Андрушкевича было точно определено,
что "в состав передаваемого входит
только полученное". И далее: "Идеологии
можно выдумывать, ибо любая идеология
складывается из того, чего никогда не было.
Традиции же являются реальностью бытия ".
На них, добавим мы, основывается правильное
воспитание, ибо (снова цитирую И. А.) "общество
держится на неписаных законах более, чем на
писаных".
На
первый взгляд, все наши традиции,
включающие и некоторые ритуалы, граничащие
с площадным маскарадом, могут показаться
верхом наивного легкомыслия. Какие-то "похороны
сугубой химии" в конце учебного года,
поголовное участие в сочинении "журавлей",
высмеивающих как воспитателей, так и кадет,
ночные парады (иногда в обнаженном виде, но
обязательно со знаками отличия),
торжественная передача кадетских регалий с
громогласным чтением очередных памфлетов
под дружный хохот собравшихся, наконец —
"Ее Превосходительство Звериада", эта
большая, увесистая книга наподобие
Евангелия, сшитая из толстых листов
веленевой бумаги, переплетенная в бархат
или сафьян, украшенная корпусными
эмблемами, знаками и позолоченными
застежками, трепетно хранимая и
передаваемая из выпуска в выпуск с особой
торжественностью... Однако все эта "блажь"
(термин из языка "прогрессивной
интеллигенции") настолько сближала
молодежь, что затем, по выходе из Корпуса и
до гробовой доски, каждый в каждом
однокашнике видел родного брата. В нашу
среду, в которой господствовали и
господствуют наши традиции, невозможно
проникнуть ни коммунисту, ни
гомосексуалисту — в кадетской семье с ее
почти абсолютной чистотой в исповедании
дружбы, жертвенности и патриотизма, не
могло быть и не было места ни уравниловке,
ни порабощению одного другим, ни
вседозволенности, ни доносительству, ни
двурушничеству, ни воровству и ни разврату.
Традиционная жизнь кадет оказалась особой
личностной школой, которая ставила их на
путь служения чести, долгу и нравственному
самосохранению. Эта школа формировала
служилых людей именно того типа, в котором
теперь больше всего нуждается Россия.
В
Резолюции, наряду с обращением о воспитании
молодежи, содержался пункт, одобряющий
издание "Седьмой Кадетской Памятки".
Естественным
продолжением Пятнадцатого съезда можно
считать поездку кадетской
делегации по городам России в июне —
июле 1997 года ради достижения нескольких
целей, как то:
1.
Установление обновленной зарубежными
кадетами плиты на могиле Великого Князя
Константина Константиновича и проведение
парада в здании Пажеского корпуса (ныне в
нем располагается С.-Петербургское
Суворовское военное училище).
2.
Участие в торжествах по случаю I
выпуска Донского Императора Александра III
кадетского корпуса в Новочеркасске.
3.
Посещение других кадетских корпусов.
4.
Проверка рукописи "Памятки" кадетами 1-го
РВККККК, проживающими в России.
Об
этой поездке есть обстоятельные репортажи
в "Кадетской перекличке" № 62 — 63 и в
Бюллетене № 54 Объединения кадет в Сан-Франциско.
Шестнадцатый
съезд (в России — первый!) 1998
года, подготовленный Алексеем Иорданом при
содействии Нью-Йоркского Объединения и
проведенный под его, Алексея Борисовича,
председательством, можно считать нашим
огромным достижением. Значение и
великолепие этого Съезда конспективно
описать невозможно. В мероприятия
программы нужно тщательно вникнуть через
отчет в "Кадетской перекличке" № 66 — 67.
Из выдающихся событий главными были:
1.
Освящение плиты на могиле Великого Князя
Константина Константиновича и парад на
Соборной площади Петропавловской крепости
в С.-Петербурге.
2.
Открытие Съезда в Мраморном дворце.
3.
Экскурсия по Константиновскому дворцу в
Стрельне.
4.
Панихиды у могил А. В. Суворова и М. И.
Кутузова.
5.
Доклады в Нахимовском училище.
6.
Там же бал с фейерверком.
7.
Осмотр храма Спаса-на-Крови.
8.
Чин Зари с церемонией в сопровождении
военного духового оркестра.
9.
Посещение Морского корпуса в Кронштадте.
Московская программа Съезда изложена в "Кадетской
перекличке" № 66 — 67. В ней требует
пояснения только Заря с церемонией в 1-м
Московском кадетском корпусе. Духовой
оркестр Военно-дирижерского факультета
Московской консерватории имени П. И.
Чайковского из особого уважения к
зарубежным кадетам исполнил Российский
гимн "Боже, Царя храни". И еще важное: во
время марша по улицам города полурота
зарубежных кадет пела "Бородино", чем
вызвала восторженное восхищение уличной
публики, особенно женщин.
В
Резолюции съезда высказано пожелание
устроить следующий Съезд также в России. Но
судьба распорядилась иначе.
Так
как многие из зарубежных кадет сильно
постарели и потеряли способность
преодолевать огромные расстояния, Семнадцатый
съезд состоялся в Канаде в сентябре
2000 года. Но возраст не роняет достоинство
кадета, ибо "дух дышит, идеже хощет". В
знак уважения к старым кадетам Съезд
посетил министр иностранных дел Российской
Федерации Игорь Сергеевич
Иванов, который выступил с кратким
докладом и ответил на вопросы собравшихся.
Несмотря
на скромное число участников Съезда (45
человек), его работу можно считать весьма
плодотворной. Помимо интересных
докладов, обращает на себя внимание
Резолюция, в которой много полезных решений,
включая пожелание очередной Съезд опять
устроить в России.
Подводя
итоги изложенному выше, можно с
уверенностью говорить о том, что завершение
череды съездов старых кадет, то есть
хронологически их последний Съезд
необходимо провести в России, чтобы
символически передать съездовскую
эстафету младшим товарищам-кадетам,
которые начнут новую главу кадетского
братства — в деле возрождения нашей
Матушки-России.
Валентин
МАНТУЛИН, вице-унтер-офицер XIX выпуска
1-го
Русского Великого Князя Константина
Константиновича кадетского корпуса в
Югославии.
|