Первые Суворовские уже в Истории

 

(Сталинградское) Оренбургское СВУ (1943-61)

Воронежское СВУ (1943-61)

Ставропольское СВУ (1943-62)

Новочеркасское СВУ (1943-63)

(Краснодарское) Кавказское СВУ (1943-68)

Горьковское СВУ (1944-56)

Саратовское СВУ (1944-57)

Тамбовское СВУ (1944-60)

Тульское СВУ (1944-60)

Куйбышевское СВУ (1944-64)

Тбилисское НВМУ

Рижское НВМУ

 

Инициатором создания суворовско-нахимовской школы в Советском Союзе был известный русский советский военный деятель, граф, генерал Красной Армии Алексей Алексеевич Игнатьев, автор известной автобиографической книги «Пятьдесят лет в строю»

Коротко о графе А.А. Игнатьеве.

Родился 14 марта 1877 г., выпускник Владимирского Киевского кадетского корпуса, затем окончил Пажеский корпус в Санкт-Петербурге. Участник русско-японской войны 1904-1905 гг., окончил Николаевскую Академию Генерального штаба, служил в Гвардейском корпусе до 1908 г., когда получил назначение на должность военного агента (атташе) в Дании, Швеции и Норвегии. В годы Первой мировой войны переведен на должность военного агента (атташе) во Францию. После революции в октябре 1917 г. генерал Игнатьев перешел на сторону Советской власти. В 1925 г. передал Советскому правительству денежные средства, принадлежащие России (225 млн. руб. золотом), которые находились на его именном счете в одном из французских банков. Вернувшись в 1937 г. в СССР, А.А. Игнатьев преподавал в военно-учебных заведениях, с октября 1942 г. – старший редактор военно-исторической литературы Военного издательства Народного комиссариата обороны СССР. Умер в 1947 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

17 апреля 1943 г. А.А. Игнатьев обратился с письмом к И.В. Сталину, в котором изложил свои предложения о создании кадетских корпусов

"Международная обстановка военных лет со всей очевидностью показывала необходимость для нашей страны сохранить после войны постоянную армию, следовательно необходимо было наметить и провести мероприятия по подготовке командных кадров армии. Первой попыткой придать воспитанию школьников военный характер были созданные незадолго до начала Великой Отечественной войны спецучилища. Хотя короткий срок существования этих школ и не давал возможности вынести им окончательный приговор, однако, по мнению большинства высшего и старшего командного состава, такая подготовка была полумерой и не могла устранить коренной недостаток среднего командного состава: отсутствие внутренней военной дисциплинированности – военной этики и связанной с этим авторитетности в глазах младшего командного и рядового состава.

Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет. Но недостаток дисциплинированности детей в домашней, школьной обстановке мало способствовало решению задачи, в связи с чем было необходимым создать специальные военные средние школы для подготовки нравственно воспитанных, умственно и физически развитых будущих командиров Красной Армии. Существовавшие в царской России кадетские корпуса, несмотря на все недостатки, успешно решали задачу офицерского воспитания истинно военных людей. Создание подобной школы в тот момент объяснялся еще и стремлением оказать помощь семьям павших в боях командиров, сыновьями которых и должны были преимущественно комплектоваться эти школы. Пример отца, отдавшего жизнь за Родину, уже сам по себе является достаточным стимулом для воспитания ребенка и юноши в духе высокого создания воинского долга.

Срок обучения – восьмилетний, для прохождения курса десятилетней средней школы, дополненного языком, политической и строевой подготовкой.

Размер – 500-600 воспитанников, разбитых на 4 роты по два класса (года обучения) в каждой.

Воспитательный состав - специально отобранный, преимущественно из раненых командиров не ниже звания «капитан», по-возможности, с высшим образованием.

Преподавательский состав - отобранный только из лиц с высшим образованием.

Для начала в виде опыта предлагалось создать, как образец, один кадетский корпус в Москве, который должен был войти в систему УВУЗ и Наркомата обороны.

Открытие корпуса – 1 сентября 1943 г., к каковому сроку должны были быть укомплектованы первые 6 классов из учеников 3,4,5,6,7 и 8 классов средней школы.

Обучение – бесплатное с обязательством по окончании корпуса поступить в военные училища и прослужить в армии не менее 5 лет."

 

Нетрудно заметить, что данные предложения генерал-майора А.А. Игнатьева были заранее согласованы с соответствующими военачальниками Наркомата обороны, но Сталин сделал две существенные поправки: училища были названы Суворовскими, вместо одного кадетского образцового корпуса было создано сразу 9 суворовских училищ.

За проявленную умную, здравую государственную инициативу А.А. Игнатьеву было присвоено очередное воинское звание «генерал-лейтенант».

Вот так Сталин решал вопросы!

Б.Н. Одинцов "Славный юбилей" (выдержки)

Газета "Своими Именами" №34 от 20.08.2013

(https://coollib.com/b/251955/read)


 

Создание в Советском Союзе сети суворовских военных училищ 

(по типу старых кадетских корпусов России) 

в 1943—1944 гг. и в первой половине 50-х годов

Георгий Михайлович Лешин,

член комиссии по работе среди молодежи

Координационного совета Содружества организаций ветеранов независимых государств, заместитель председателя Международного союза суворовских, нахимовских и кадетских объединений, председатель совета ветеранов Воронежского СВУ

В основе данной публикации Российской Федерации архивные документы Центрального архива Министерства обороны

Суворовские военные училища в Советском Союзе были созданы в год коренного перелома в Великой Отечественной войне и всей второй мировой войны в целом. Решение о их создании было принято советским правительством в тот месяц, когда в августе 1943 г. в небе над Москвой прогремел первый победный салют в честь завершения разгрома немецко-фашистских войск на Курской дуге.

Шел третий год войны. Враг оказывал нашим войскам упорное сопротивление и в дикой злобе разрушал и превращал в развалины и пепелища наши города и села. Радость освобождения омрачалась бедственным положением спасенного от фашистской оккупации гражданского населения этих районов.

Тысячи детей дошкольного и школьного возраста остались без крова, без средств к существованию, многие из них стали круглыми сиротами или полусиротами. Много детей потеряли не только своих родителей, но и ближайших родственников.

21 августа 1943 года руководством страны было принято Постановление "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации", в котором, в частности, говорилось: "Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, Погибших от рук немецких оккупантов, организовать... девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4500 человек со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников..."

Народный комиссариат обороны СССР в течение двух месяцев, с октября 1943 г. по ноябрь включительно, должен был сформировать девять суворовских военных училищ: Краснодарское (в городе Майкопе), Новочеркасское, Сталинградское (в городе Астрахани), Воронежское, Харьковское (в городе Чугуеве), Курское, Орловское (в городе Ельце), Калининское и Ставропольское.

Для детей пограничников были созданы два суворовских военных училища - Ташкентское и Кутаисское, а для детей моряков - Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военно-морские училища.

В постановлении указывалось, что суворовские военные училища "имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование... В суворовские военные училища принимать мальчиков с 10-летнего возраста со сроком обучения 7 лет. При училищах организовывать младшие и старшие приготовительные классы с годичным сроком обучения в каждом классе. В приготовительные классы принимать детей в возрасте от 8 до 10 лет."

В целях полного укомплектования одновременно всех суворовских военных училищ в 1943 г., в виде исключения, произвести прием четырех возрастов - от 10 до 13 лет включительно.

В ноябре 1943 г. я с группой кандидатов прибыл в Воронежское суворовское училище. Сам я - блокадник. Повидать и пережить  пришлось  многое  в страшное время ленинградской блокады, но то, что нам пришлось увидеть в Воронеже, потрясло всех нас. 212 дней линия фронта проходила через город, 212 дней и ночей на него рушились бомбы, на улицах рвались снаряды и пули. Страшное зрелище представлял город Воронеж, освобожденный от фашистов, - руина громоздилась на руине...

27 января 1943 года наши войска освободили город, а уже в первой половине ноября в казармы бывшего штрафного батальона царской армии на Придаче прибыли воспитанники первого набора Воронежского СВУ (район Придачи не был занят немцами), 80% преподавателей, отобранных для работы в СВУ, имели высшее или незаконченное высшее образование, 20% учителей приготовительных классов - среднее педагогическое образование.

В фондах ЦА МО РФ имеются документы, подтверждающие, что начальник ГУК НКО СССР генерал-полковник Ф.И. Голиков и начальник УВУЗ ГУК НКО СССР генерал-лейтенант В.И. Морозов в период с сентября по декабрь 1943 г. неоднократно докладывали непосредственно Верховному  Главнокомандующему, представителям ГКО о ходе подготовки мест дислокации первых суворовских военных училищ, о подборе  руководящих  кадров училищ, о подборе и подготовке командиров  суворовских рот, офицеров-воспитателей, преподавателей, сержантского состава, обслуживающего вольнонаемного персонала. Подробно докладывалось о ходе и состоянии материального обеспечения создаваемых училищ всем необходимым для жизни и учебы воспитанников.

Несмотря на острую потребность в офицерских кадрах на фронте, Главное управление кадров НКО направило из Действующей армии на различные должности в СВУ необходимое количество офицеров-фронтовиков, имеющих педагогическое образование и опыт работы в школе.


Так, начальником нашего Воронежского СВУ был назначен полковник (с октября 1943 г. - генерал-майор) Баланцев Владимир Васильевич. Он родился в 1901 г. в семье полного Георгиевского кавалера. Семь лет учился в Псковском кадетском корпусе, в 1918 г. вступил в Красную Армию, закончив курсы младших командиров, служил в Сибирском военном округе. После окончания Военной академии им. М.В. Фрунзе был направлен на преподавательскую работу в одну из военных академий. С июля 1941 г. полковник Баланцев находился на фронте, а в сентябре 1943 г. с должности заместителя начальника штаба 43-й армии получает назначение на должность начальника Воронежского СВУ. Его жизненный и кадровый военный опыт помог офицерам и преподавателям нашего СВУ создать учебное заведение типа старого кадетского корпуса.

Все командиры рот и двух приготовительных классов Воронежского СВУ до армии были директорами начальных школ.

До начала учебы во всех СВУ с руководящим составом училищ, командирами рот, офицерами-воспитателями и старшими преподавателями в Москве были проведены установочные и методические сборы

Большой личный вклад в дело становления первых СВУ внесли начальники училищ: генерал-лейтенант И.Ф. Баринов, генерал-майоры  В.В.  Баланцев, В.Г. Клементьев, М.Т. Субботин, П.А. Еремин, В.М. Козырев, А.В. Кузьмин, В.А. Визжилин, Г.Т. Зуев, полковник А.И. Нерченко. Активную помощь оказывали их заместители. В Воронежском СВУ вместе с генералом Баланцевым в самый трудный начальный период организации и создания училища находились начальник учебного отдела подполковник П.И. Маслин, помощник начальника училища по АХЧ гвардии полковник А.Н. Дашевский, помощник начальника училища по политчасти подполковник М.М. Гамаюнов.

Контингент воспитанников первого набора 1943 года состоял не менее чем на 85% из числа детей погибших воинов нашей армии. Это были мальчики, испытавшие ужасы войны, пережившие бомбежки и артобстрелы, голод и холод военного лихолетья. Были ребята, на глазах которых фашисты расстреляли родителей и родственников.

В СВУ были приняты и сыны полков, принимавшие участие в боевых действиях, за что многие из них получили ордена и медали. В Воронежском СВУ было 9 награжденных воспитанников.

Сыновья

генералов

офицеров

сержантов и рядовых

партизан

всего

 погибших

2

176

94

2

295

из них 21 - круглый сирота

инвалидов войны

-

9

6

-

15

военнослужащих

2

179

32

-

213

в/служащих из Центрального аппарата НКО и ВУЗов

4

6

1

-

11

рабочих, служащих и колхозников

 

 

 

 

1

В нашем суворовском училище (по данным 1945 г.) было 535 воспитанников, из них 295 -дети погибших воинов.


1 декабря 1943 года в девяти суворовских военных училищах начались плановые занятия, началась история каждого училища. Центральные и местные газеты, радио посвятили этому событию специальные статьи, заметки, сообщения.

В декабре 1943 г. каждому училищу в торжественной обстановке было вручено Боевое Красное знамя, День его вручения стал большим праздником и считается днем рождения училища. Для большинства СВУ, в том числе и для нашего Воронежского, этим днем является 19 декабря 1943 года.

Условия учебы в первые недели и месяцы были очень тяжелыми. Не хватало топлива, часто отключалось электрическое освещение. В классах было так холодно, что замерзали чернила, и воспитанники сидели за партами в шинелях и шапках. Спальни и классы освещались керосиновыми лампами и трофейными плошками, когда гас свет. В этот период в училищах не было в достаточном количестве парт, учебников и наглядных учебных пособий. Учебные приборы и различные плакаты изготавливались руками самих воспитанников под руководством офицеров и преподавателей.

Училища начали жить по строго установленным правилам. Распорядок дня, как в воинской части: подъем по сигналу горна, физзарядка, утренний смотр, завтрак, занятия.

Офицерско-преподавательский состав училищ основное внимание с самого начала уделял учебе. Воспитанники изучали те же образовательные предметы, что и в школе, но, кроме того, с ними проводились занятия по военной подготовке. Во внеклассное время - игры на свежем воздухе, занятия спортом, дополнительные занятия по общеобразовательным предметам для восполнения пробелов у некоторых учеников за предыдущие классы.

Офицеры-воспитатели и преподаватели понимали, что, строя жизнь ребят по воинскому образцу, нельзя тем не менее в училище насаждать казарменный дух. Офицеры и преподаватели с первых дней стремились сочетать воинскую требовательность с отеческой заботой о детях: задушевно беседовали с ними, рассказывали о событиях в стране, знакомили с положением на фронтах.

Каждый день до конца войны воспитанники слушали по радио, читали в газетах сводки Совинформбюро, толпились у карты, отмечая флажками продвижение наших войск, читали вслух приходящие с фронта письма. Случалось, что письма приносили трагическую весть: погиб отец или старший брат...

Третий год шла война, но, несмотря на огромные трудности, советские люди, труженики тыла стремились оказывать как моральную, так и материальную помощь фронту, нашей армии. В начале 1944 г. воспитанники, офицерско-преподавательский и вольнонаемный состав суворовских военных училищ внесли большие денежные суммы в фонд обороны страны. Деньги предназначались для строительства самолетов "Юный суворовец".

В апреле-мае 1944 г. начальники СВУ получили правительственные телеграммы от Верховного Главнокомандующего с благодарностью за значительный вклад личного состава училищ в укрепление боевой мощи Красной Армии.

Первый 1943/1944 учебный год в СВУ был очень трудным и для воспитанников и для преподавателей. Во-первых, он был на три месяца короче обычного учебного года. Во-вторых, значительная часть воспитанников 4-го, 3-го, 2-го, 1-го и старшего приготовительного классов имела за период войны пропуски в учебе от нескольких месяцев до 1,5—2-х лет.

Основной задачей преподавателей СВУ в 1943/1944 учебном году было поднять действительные знания ребят до уровня, требуемого для каждого воспитанника в данном классе.

Можно с полной уверенностью сказать, что с этой задачей офицерско-преподавательский состав училищ в основном справился.

Большую работу в течение первого учебного года в СВУ провели офицеры 5-го отдела (отдел СВУ) УВУЗ ГУК НКО, которые провели 35 инспекций (обследований) первых девяти училищ, большинство из которых подвергались проверке по 3—4 раза. Во время этих инспекций в училищах проводились инструкторские занятия с командирами рот и офицерами-воспитателями, методические занятия с преподавательским составом, налаживалась работа предметных комиссий в училищах, проводился обмен опытом работы.

Таблица успеваемости воспитанников СВУ за 1943-44 учебный год

СВУ

Количество воспитанников

Количество аттестованных

Количество не аттестованных 

% успеваемости

Количество не успевающих

Ставропольское

507

507

-

100

-

Калининское

507

507

-

99,8

1

Краснодарское

505

503

2

98,6

7

Сталинградское

505

498

7

96,0

20

Харьковское

507

502

5

95,6

22

Орловское

498

497

1

94,0

30

Воронежское

505

503

2

93,3

33

Курское

504

499

3

92,6

31

Новочеркасское

499

493

6

91,2

44

 

4537

4509

26

95,8

188

В 1944 г. все вольнонаемные преподаватели получили офицерские звания административной службы и им были увеличены ставки заработной платы.

Однако материальное обеспечение училищ продолжало оставаться узким местом, особенно в части оборудования лабораторий и кабинетов и обеспеченности училищных библиотек художественной литературой.

4 июня 1944 года ГКО принял постановление об открытии в стране еще шести суворовских военных училищ: Горьковского, Казанского, Куйбышевского, Саратовского, Тамбовского и Тульского. Начальниками этих училищ были назначены генерал-майоры К.А. Железняков, В.В. Болознев, генерал-лейтенант Г.Г.Невский, генерал-майоры П.А. Дьяконов, А.А. Куценко, И.С. Хохлов.

При организации этих училищ использовался годичный опыт создания и практической деятельности первых девяти суворовских военных училищ.

Война еще продолжалась и трудностей в деле создания новых специальных учебных заведений с пансионатом для воспитанников было достаточно.

1944/1945 учебный год уже заканчивали 15 СВУ, в которых обучалось более 7500 воспитанников.

Однако, как подтверждают архивные документы, начальник ГУ К НКО СССР и начальник УВУЗ ГУК НКО СССР обращались в первой половине 1945 г. к заместителю наркома обороны СССР генералу армии Н.А. Булганину с предложением открыть к 1 сентября 1945 года еще шесть суворовских военных училищ в Одессе, Смоленске, Свердловске, в одном из пригородов Ленинграда, в Московской области и на территории Белоруссии. В эти училища планировалось принять три тысячи воспитанников. Руководство ГУК НКО СССР и УВУЗ ГУК НКО СССР мотивировало это предложение тем, что еще при наборе в 1944 г. мальчиков, отцы которых погибли на фронте, кандидатов было около 60 тыс., принято же было только три тысячи ребят, то есть 5% желающих.

Но в 1945 г. заместитель наркома обороны СССР разрешил дополнительно набрать лишь 759 мальчиков в старшие приготовительные классы (СПК) и в первые классы существующих суворовских военных училищ. В СПК первых девяти СВУ было направлено 90 мальчиков-югославов.

Из 750 кандидатов были зачислены: в Воронежское и Калининское СВУ по 25 человек, в остальные училища - по 50. Кроме того, в СПК этих девяти училищ были набраны 310 мальчиков в возрасте 9-10 лет, закончивших второй класс школы Наркомпроса.

В первые классы Тамбовского, Горьковского, Казанского, Куйбышевского, Тульского и Саратовского СВУ было зачислено 300 мальчиков в возрасте 10—11 лет, закончивших третий класс школы Наркомпроса. А в первые классы Воронежского и Краснодарского СВУ было направлено по 25 воспитанников воинских частей Красной Армии с подготовкой 3—4 класса школ Наркомпроса в возрасте 11—13 лет (переростки).

В последующие годы созданные суворовские военные училища реорганизовывались, некоторые из них переводились в другие города, менялись их названия. Например,

Краснодарское СВУ в 1947 г. было переведено в Орджоникидзе (сейчас Владикавказ) и стало именоваться вначале Северо-Кавказским, Кавказским, затем - Орджоникидзевским

Сталинградское в 1946 г. было переведено в город Чкалов (сейчас Оренбург) и стало именоваться Чкаловским, затем - Оренбургским

Харьковское СВУ в 1947 г. - в Киев и стало именоваться Киевским и т.д.

В фондах УВУЗ ГУК НКО СССР имеется документ, который показывает, что руководством ГУК НКО СССР и УВУЗ ГУК НКО СССР было разработано предложение разместить в 1946 г. еще 11 СВУ в зданиях, ранее принадлежавших кадетским корпусам России: Нижегородскому, Полоцкому, Киевскому, Иркутскому, Тифлисскому, Псковскому, Ярославскому, Владикавказскому, Сумскому, Симбирскому, Омскому. Но и это предложение осталось нереализованным.

Лишь в 1953 г. в Белоруссии было сформировано Минское СВУ.

В 1955 г. Ленинградское военное училище им. С.М. Кирова было реорганизовано в Суворовское офицерское училище, такими же суворовскими офицерскими училищами стали Киевское и Свердловское. Практика, однако, показала, что сочетать в стенах одного училища по существу два военно-учебных заведения с разными задачами нецелесообразно. Поэтому в 1958 г. суворовские офицерские училища были реорганизованы в суворовские военные училища, а на базе курсантских батальонов этих училищ созданы высшие общевойсковые училища.

В настоящее время в России имеется семь суворовских военных училищ: Екатеринбургское, Казанское, Московское, Санкт-Петербургское, Тверское, Уссурийское и самое молодое - Ульяновское (1991).

 

 Суворовские училища: история, проблемы

 

Б. Г. Романов,

полковник запаса, кандидат технических наук, председатель Союза суворовцев Санкт-Петербурга

 Сегодня уместно вспомнить обращение Александра Васильевича Суворова: "Потомство мое прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божьим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; избегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы чрез истину и добродетель: которые суть моим символам".

Заповедь великого полководца свято чтили в кадетских корпусах России. Недаром один из корпусов был назван суворовским. Не случайно в Доме ветеранов первой мировой войны в Сан-Франциско, где по сей день собираются живущие там российские кадеты, есть Суворовский зал с бюстом генералиссимуса: "Батюшка Александр Васильевич для всех нас крестный отец". Естественен вопрос: имел ли какое-либо отношение к кадетским корпусам сам автор "Науки побеждать"?

В "Истории Лейб-гвардии Семеновского полка" П. Дирина помещен "Список генералиссимуса, генерал-фельдмаршалов, гражданских чинов 1-го класса и министра, служивших и числившихся в Лейб-гвардии в Семеновском полку", который начинается следующей записью: "Генералиссимус: князь Италийский граф Александр Васильевич Суворов-Рымникский. Поступил в Лейб-гвардию в Семеновский полк солдатом в 1742 году. Оставался в этом звании восемь лет, посещая в свободное от службы время классы шляхетного кадетского корпуса . Так что будущий полководец в возрасте 12-20 лет изучал науки в корпусе, который затем с 1794 по 1797 год возглавил его ученик - генерал М.И. Голенищев-Кутузов. Следовательно, связь у кадетских корпусов с А.В. Суворовым непосредственная.

Российское государство посредством кадетских корпусов решало две задачи: во-первых, оказывало помощь в воспитании детей семьям воинов или гражданских лиц, погибших, потерявших здоровье или отличившихся при защите Отечества или на службе ему; во-вторых, давало детям, предназначенным к воен­ной службе в офицерском звании, "общее образование и соответствующее предназначению воспитание" .

Эти же задачи необходимо было решать и новой власти в годы Гражданской войны и после ее окончания. Однако в то время вся существовавшая в России до 1917 года система подготовки военных кадров была до основания разрушена. Новая система только зарождалась, и места в ней для учебных заведений, подобным кадетским корпусам, не было.

Но в конце концов руководство страны осознало то, что известно было еще Петру I, создавшему бомбардирскую школу при Преображенском полку: юношей, решивших стать офицерами, целесообразно готовить к этому важному шагу в их жизни еще со школьной скамьи. Так в системе Наркомпроса были созданы специальные школы - средние учебные заведения, предназначенные для подготовки юношей к поступлению в военные училища.

Артиллерийские спецшколы существовали с 1937 по 1946 год, затем в 1947 г. они были реорганизованы в артиллерийские подготовительные училища, завершившие свою историю в 1955 году. Военно-морские спецшколы и спецшколы ВВС были сформированы в 1940 году. Будущих моряков в них готовили до 1944 г., а летчиков - до 1955 года.

Учились в спецшколах 3 года, с восьмого по десятый класс. Кроме общеобразовательных дисциплин в учебные планы были включены основы военного дела, воинские уставы, строевая и физическая подготовка. Местные учащиеся жили дома, а иногородние - в общежитии. Летом в спецшколах проводился двухмесячный лагерный сбор.

Жестокое  время  Великой Отечественной войны стало серьезным испытанием для спецшкольников первых наборов. Среди них был и Анатолий Круковский, учившийся с 1937 по 1940 год в 7-й артиллерийской спецшколе нашего города. 19 ноября 1942 года его батарея вела огонь у разрушенных стен Сталинграда по противнику, имевшему па этом направлении шестикратное превосходство. Сейчас профессор, доктор технических наук генерал-майор в отставке Анатолий Станиславович Круковский передает свой богатый боевой опыт вместе с последними достижениями военной науки слушателям и преподавателям Военной (бывшей Михайловской) артиллерийской академии. Вместе с ним готовят для нашей армии артиллеристов высшей квалификации и другие выпускники спецшкол - профессор, доктор технических наук полковник в отставке А.Т. Юркопский, доцент, кандидат технических паук полковник в отставке Н.В. Цыплаков, также прошедшие через испытания войной.

В годы Великой Отечественной войны суровая необходимость заставила руководство страны опереться на патриотическое сознание народа, обратиться к славной военной истории России. Были учреждены государственные награды, носящие имена великих русских полководцев и флотоводцев, в армии введены погоны и воинские звания, аналогичные званиям старой русской армии. Появилась необходимость в создании учебных заведений по образцу кадетских корпусов.

21 августа 1943 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР в Постановлении №901 "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации" предписали НКО в период с 1 октября по 1 декабря 1943 года сформировать 9 суворовских военных училищ (СВУ) "типа старых кадетских корпусов".

Цель создания суворовских училищ определялась следующим образом - "подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование". Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР предписывало Народному комиссариату обороны:

училища сформировать в период с 1 октября по 1 декабря 1943 года;

к 1 октября разработать и издать штаты и Положение о СВУ, учебные программы и планы, укомплектовать училища руководящими кадрами и постоянным составом;

к 1 октября отремонтировать отведенные училищам помещения;

к 15 сентября представить на утверждение СНК "образцы форм одежды воспитанников суворовских военных училищ".

Для руководства училищами в составе Управления военно-учебными заведениями Красной Армии разрешалось сформировать Отдел суворовских военных училищ.

Генеральный штаб Красной Армии 27 августа 1943 года издал директиву за № opr/7/13865/c, в которой были определены конкретные мероприятия по форми­рованию СВУ и сроки их выполнения. Она предписывала "формирование училищ закончить к 20 ноября, с расчетом начать занятия 1 декабря 1943 года". Директива требовала для суворовских училищ "отобрать лучший офицерский состав, имеющий достаточный опыт в педагогической  и  воспитательной работе и практический стаж в командовании подразделениями и частями Красной Армии. При наличии всех этих качеств преимущество отдавать офицерам, имеющим боевой опыт".

О том, что созданию суворовских  училищ руководство уделяло большое внимание, свидетельствует распоряжение начальника одного из управлений Генерального штаба генерал-лейтенанта Четверикова от 6 сентября 1943 года, предписывающее для составления сводки о ходе формирования СВУ и представления ее ГКО "донесения об этом представлять каждую пятиднев­ку, начиная с 10 сентября с.г,"

30 августа в училища был выслан штат:

генерал - 1,

офицеров - 49,

сержантов - 31,

рядовых - 13,

вольнонаемных - 186 человек. 

Должностные оклады руководящего состава были определены в среднем на 25% выше окладов таких же должностных лиц нормальных военных училищ.

В начале сентября 1943 года военно-строительные управления фронтов и округов начали ремонт зданий, предназначенных для расквартирования СВУ, бельевые фабрики приступили к пошиву необычного для них белья и обмундирования для первых суворовцев, с центрального склада Главсанупра в адреса училищ отправили медицинское имущество. Было предусмотрено своевременное обеспечение и всем остальным имуществом, необходимым для быта и учебы будущих офицеров. Получили училища и подробную инструкцию о наборе воспитанников. Именно так называли тогда первых суворовцев - "воспитанник". И только через два года воспитанников СВУ стали называть "суворовцами".

В ноябре в училища стали прибывать их первые воспитанники. Среди ребят первого набора было много сирот, были и непосредственные участники боев, некоторые из которых имели правительственные награды.

В Харьковское СВУ в числе первых был принят Костя Кравчук, награжденный орденом Боевого Красного Знамени за спасение двух боевых знамен частей Красной Армии. В это же училище прислали Сергея Николаева. Было ему тогда 12 лет. Родителей убили гитлеровцы. Находясь в партизанском отряде, Сергей заминировал дорогу и взорвал проезжавшую по ней вражескую машину, уничтожив 25 гитлеровцев.

С медалью "За оборону Сталинграда" пришел во второй класс Харьковского СВУ Петя Сорокин. В этом городе погибли его родители, сам он но мере сил помогал защитникам Сталинграда, был ранен .

Другой защитник Сталинграда Ваня Глухов, сын старшего лейтенанта, поступил в Новочеркасское СВУ. На его груди рядом, с медалью за оборону этого города поблескивала медаль "За боевые заслуги". Одиннадцатилетний Коля Мищенко стал учиться в Калининском СВУ. Его родителей немцы расстреляли в 1941 г., а Коля ушел в отряд белорусских партизан, вместе с которым перешел линию фронта. Провел в тыл врага нашу разведгруппу, за что получил медаль "За боевые заслуги". С правительственной наградой поступил в это училище и Володя Хивзер, который, сражаясь в партизанском отряде, 13 раз ходил в разведку в тыл врага. Впервые сел за парту в младшем приготовительном классе Калининского СВУ Боря Меркушев. В начале войны он жил у бабушки под Ржевом, оказался в оккупации. Отец погиб, защищая Ленинград, а мать погибла при бомбежке в этом же городе. Вскоре после освобождения нашими войсками деревни, где жил мальчик, умерла его бабушка. Борю подобрали и усыновили бойцы 4-й отдельной штурмовой инженерно-саперной бригады в 1942 году, Так и шел он боевыми дорогами с саперами, пока не отправили его в ноябре 1943 г. в суворовское училище. До сих пор вспоминает полковник запаса Меркушев Борис Иванович, как 19 февраля 1946 года начальник училища генерал-майор Еремин перед строем товарищей вручил ему от имени Президиума Верховного Совета СССР медаль "За победу над Германией".

К 1 декабря 1943 года не все училища набрали положенное число учащихся. Остальных присылали во время учебы из действующей армии, из партизанских отрядов, из разрушенных городов и деревень, из госпиталей...

1 декабря во всех 11 училищах начался в торжественной обстановке учебный год. Это событие отметили в специальных статьях, репортажах местные и центральные газеты. В редакционной статье "Красная звезда" писала: "Суворовские военные училища - преемники лучших традиций старых кадетских корпусов. Много замечательных офицеров и генералов нашей армии начинали свой армейский путь кадетами. В одном из наставлений о кадетских корпусах сказано: "русский, добрый сын, надежный товарищ, скромный и образованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офицер - вот качества, с которыми воспитанник военно-учебных заведений должен переходить со школьной скамьи в армию... "".

В течение декабря первым СВУ были вручены Боевые Знамена. А в это время в Москве была завершена разработка "Положения о Суворовских военных училищах". Несомненно, что составители этого документа, добросовестно следуя Постановлению от 21.08.43 г., основательно проштудировали "Положение о кадетских корпусах" 1886 года. Например, первая статья Положения 1886 г. гласит: "Кадетские корпуса имеют целью доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании, и преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание". Почти полное текстуальное совпадение в Положении 1943 г.: "Суворовские военные училища имеют целью подготовить мальчиков к военной службе, дать им общее среднее образование и соответствующее их предназначению воспитание". Только вот понятие "воспитание" у Положений различное, соответствующее у каждого духу своего времени. Сравнение этих понятий - дело специального разговора. Отметим только, что "Положение о кадетских корпусах" не только называло воспитательные цели в корпусах, как "подготовление... к будущей службе Государю и Отечеству, но и указывало, посредством чего эти воспитательные цели достигаются. В "Положении о Суворовских военных училищах" требовалось "воспитывать у учащихся беззаветную преданность и любовь к Родине и Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)". Указывались и другие воспитательные цели, но пути их достижения приведены не были. Так что повое Положение оказалось не таким универсальным, как Положение 1886 года. Это подтверждается и дальнейшим их сравнением.

Согласно "Положению о Суворовских военных училищах" и штатам начальник училища пользовался правами командира дивизии, его заместителями были: начальник учебного отдела, начальник политического отдела и начальник материально-технического обеспечения. Совещательным органом при .начальнике училища состоял педагогический совет, в который входили: начальник училища (председатель), его заместители, начальник медицинской службы, командиры рот, старшие преподаватели, помощники начальников политического и учебного отделов. Совет рассматривал наиболее важные вопросы обучения и воспитания суворовцев.

В целях улучшения организации учебного процесса, обмена опытом учебно-воспитательной работы по предметам учебного плана в училище создавались предметно-методические комиссии. Предметно-методическая комиссия по военной подготовке и воинскому воспитанию объединяла командиров рот и офицеров-воспитателей. Ее возглавлял начальник училища или начальник учебного отдела,  В остальных комиссиях работали преподаватели общеобразовательных дисциплин во главе со старшим преподавателем.

Все суворовцы сводились в роты согласно штату. В первой роте были воспитанники двух старших классов - шестого и седьмого. Она состояла из трех взводов, состоящих из отделений. На должности командиров отделений и заместителей командиров взводов назначались лучшие суворовцы, которым соответственно присваивались звания "вице-сержант" и "старший вице-сержант". Позднее была введена для суворовцев должность старшины роты и звание "вице-старшина",

Остальные роты состояли из учебных отделений. Из числа лучших суворовцев в них назначались старшие учебного отделения.

Тем не менее, руководство взводами первой роты и учебными отделениями младших рот осуществляли офицеры-воспитатели, имевшие помощников из числа сержантов срочной или сверхсрочной службы.

Внутренний порядок в училищах поддерживался на основании "Правил внутреннего распорядка и поведения воспитанников Суворовского военного училища". В отличие от средней школы в учебные планы СВУ были включены геология, психология, военная, строевая и физическая подготовка. На изучение иностранного языка отводилось больше времени, чем в школе. После каждого учебного года проводились лагерные сборы.

В 1944 году по образу и подобию первых СВУ было открыто еще шесть училищ. Они были   учреждены   Постановлением СНК СССР от 21 июня 1944 года. Видимо, учитывая опыт 1943 г., училища второй очереди размещались в городах, или не подвергавшихся оккупации, или уже частично восстановленных. Война продолжалась, и судьбы ребят, поступивших в эти училища, были как дне капли воды похожи на судьбы суворовцев, стоявших в строю первых СВУ.

Среди суворовцев первого набора Казанского СВУ был сын полка Ваня Пахомов. В 1942 г., когда немцы близко подошли к его селу, мальчик остался один: отец был на фронте, а мачеха бросила его. Ваню взяли бойцы отходящей из села части. Так он стал сыном разведэскадрона 115-й кавалерийской дивизии. Летом 1944 года был тяжело ранен, лежал в госпитале, затем снова вернулся на фронт. Хотя и недолго, но воевал с пулей в сердце. Ее извлекли в казанском госпитале. После лечения воевал в звании ефрейтора, с медалью "За отвагу" он прибыл учиться "на офицера".

Другой сын полка - Павел Рагулин поступил в Тульское СВУ. В апреле 1944 года при форсировании Днепра он протянул два телефонных провода с левого берега реки на правый, обеспечив связь между первым и вторым эшелоном родного 416-го стрелкового полка. За это был награжден медалью "За боевые заслуги". С. ней и прошел по Красной площади в строю суворовцев на параде Победы в i945 году. После окончания суворовского училища учился в артиллерийском училище, в академии. Уволился из армии в звании полковника в 1986 году. Год назад на встрече сыновей полков, которую проводил Генеральный штаб, узнал, что из всех сыновей полков Великой Отечественной войны он дольше всех прослужил в армии.

Ребята-фронтовики приезжали на учебу и суворовские училища и в победном 45-м году. С письмом маршала Жукова в Курское СВУ приехал в сентябре 1945 года Иван Сергиенко. Маршал рекомендовал начальнику училища принять сына полка 70-й стрелковой дивизии в училище, Были и рекомендации на груди Ивана: орден Славы III степени за действия в составе разведгруппы при форсировании Буга, орден Красной Звезды за бой на Зееловских высотах, медали "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией". Полковник в отставке Иван Петрович Сергиенко с гордостью вспоминает, как под Познаныо довелось ему беседовать с Валентином Катаевым - автором любимой суворовцами повести "Сын полка".

В 1945 году за парты сели и будущие наставники суворовцев - под Москвой, в Хлебникове, открылся Военно-педагогический институт со специальным факультетом подготовки офицеров-воспитателей для суворовских военных училищ.

В этом же году состоялся первый выпуск из суворовских училищ, созданных комиссариатом внутренних дел. Их первые выпускники провели в стенах училища всего лишь два года. В основном они продолжили учебу в пограничных училищах. Затем охраняли сухопутные и морские границы нашей страны. Многие выпускники отличились при охране государственной границы. В 1948 году, когда сделали первый выпуск СВУ Народного комиссариата обороны, лейтенант Борис Зимин, окончивший Ташкентское СВУ в 1945 г., был награжден высшей правительственной наградой за то, что один задержал двух хорошо подготовленных нарушителей границы. Космонавт Владимир Джанибеков, закончивший Ташкентское СВУ в 1960 г., так отзывается о нем, "Если я чего и добился в жизни, то этим я обязан суворовскому училищу. Я убежден, что необходимо развивать сеть суворовских и нахимовских училищ. Так готовить кадры будущих офицеров, как это делают суворовские и нахимовские училища, не сможет никто!"

Год первого выпуска из суворовских училищ НКО стал и началом экспериментов над ними. Кавказское СВУ с 1948 г. реорганизовали в Суворовское офицерское училище. По сути дела оно объединило два военно-учебных заведения - суворовское и пехотное училища.

С 1950 года в СВУ стали принимать ребят в возрасте 10 лет, окончивших 3 класса обычной школы. Тем самым были упразднены приготовительные классы.

Эксперимент с суворовскими офицерскими училищами оказался неудачным. Практика показала нецелесообразность сочетания в одних стенах двух учебных заве­дений, поэтому в 1958 г. все суворовские офицерские училища были реорганизованы в суворовские военные училища.

25 мая 1956 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли Постановление "О порядке приема в суворовские и нахимовские училища", которое, оказало неблагоприятное воздействие на дальнейшую судьбу суворовских училищ. Некоторые СВУ были расформированы и на их базе были устроены образцово-показательные школы-интернаты. Оставшиеся СВУ были переведены на трехлетнее обучение, а с 1969 г. - на двухлетнее.

На сегодняшний день в ведении Министерства Обороны РФ находится 7 СВУ: Екатеринбургское, Казанское, Московское, Санкт-Петербургское, Тверское, Ульяновское и Уссурийское.

А эксперименты с суворовскими училищами продолжаются. В 1992 году начался переход с двухлетнего обучения на трехлетнее, сегодня этот переход уже завершен.

Сегодня основой воинского воспитания суворовцев становятся славные традиции русской армии, ее офицерства. .И, несомненно, большую роль и воспитании суворовцев играет изучение традиции их предшественников - кадетских корпусов России. Да и у самих суворовцев за полувековую историю сложились сланные традиции.

Гордостью суворовцев являются космонавты Ю.Глазков и В. Джапибеков, генерал-полковник Б. Громов, летчик-испытатель О.Гудков, академики А. Витушкин и В. Панов, писатель О. Михайлов, народный артист России Г. Васильев, спортсмены Ю. Власов, В. Попенченко и многие другие.

Для дальнейшей плодотворной работы нынешних суворовских училищ и ракетно-артиллерийского кадетского корпуса необходимо в первую очередь решить следующие основные проблемы.

Первая из них - использование в системе первоначальной подготовки офицерских кадров российской армии богатейшего опыта кадетских корпусов и суворовских военных училищ. При ее решении следует сначала на научной основе определить оптимальную продолжительность обучения в суворовском училище.

Вторая проблема - подготовка кадров для работы в СВУ. Специально подготовленные офицеры-педагоги очень необходимы сегодня армии и флоту.

Нуждается в серьезном улучшении и нынешняя средняя школа, где начальную военную подготовку  заменили предметом ОБЖ - основы безопасности жизнедеятельности.

Третья проблема - сохранение истории и традиций училищ.

И четвертая проблема - использование выпускников СВУ. Выпускнику необходимо предоставить как можно больше возможности для самостоятельного выбора дальнейшего жизненного пути.

Источники:

Очерк жизни и деятельности графа А.В. Суворова-Рымникского. - М.: изд. Голубкова, 1848.

П. Дирнн. История лейб-гвардии Семеновского полка, т.116 С.- Петербург, 1883.

В.Д. Мелентьев. Кутузов в Петербурге. Лениздат, 1986.

Положение о кадетских корпусах. С.- Петербург. 1886.

Суворовские военные училища за двадцать лет, // Сб-к статей // М.: Восниздпт, 1963.

"Правда", 3 декабря 1943.

"Правда", 2 декабря 1943.

Журнал "Бомбардир", №2, 1995