|
Суворовские
училища: история, проблемы
Б.
Г. Романов,
полковник
запаса, кандидат технических наук,
председатель Союза суворовцев Санкт-Петербурга |
Сегодня
уместно вспомнить обращение Александра
Васильевича Суворова: "Потомство
мое прошу брать мой пример: всякое дело
начинать с благословением Божьим; до
издыхания быть верным Государю и Отечеству;
избегать роскоши, праздности, корыстолюбия
и искать славы чрез истину и добродетель:
которые суть моим символам".
Заповедь
великого полководца свято чтили в
кадетских корпусах России. Недаром один из
корпусов был назван суворовским. Не
случайно в Доме ветеранов первой мировой
войны в Сан-Франциско, где по сей день
собираются живущие там российские кадеты,
есть Суворовский зал с бюстом
генералиссимуса: "Батюшка Александр
Васильевич для всех нас крестный отец".
Естественен вопрос: имел ли какое-либо
отношение к кадетским корпусам сам автор
"Науки побеждать"?
В
"Истории Лейб-гвардии Семеновского полка"
П. Дирина помещен "Список
генералиссимуса, генерал-фельдмаршалов,
гражданских чинов 1-го класса и министра,
служивших и числившихся в Лейб-гвардии в
Семеновском полку", который начинается
следующей записью: "Генералиссимус:
князь Италийский граф Александр Васильевич
Суворов-Рымникский. Поступил в Лейб-гвардию
в Семеновский полк солдатом в 1742 году.
Оставался в этом звании восемь лет, посещая
в свободное от службы время классы
шляхетного кадетского корпуса . Так что
будущий полководец в возрасте 12-20 лет
изучал науки в корпусе, который затем с 1794
по 1797 год возглавил его ученик - генерал М.И.
Голенищев-Кутузов. Следовательно, связь у
кадетских корпусов с А.В. Суворовым
непосредственная.
Российское
государство посредством кадетских
корпусов решало две задачи: во-первых,
оказывало помощь в воспитании детей
семьям воинов
или гражданских лиц, погибших,
потерявших здоровье или отличившихся при
защите Отечества или на службе ему; во-вторых,
давало детям, предназначенным к военной
службе в офицерском звании, "общее
образование и соответствующее
предназначению воспитание" .
Эти
же задачи необходимо было решать и новой
власти в годы Гражданской войны и после ее
окончания. Однако в то время вся
существовавшая в России до 1917 года система
подготовки военных кадров была до
основания разрушена. Новая система только
зарождалась, и места в ней для учебных
заведений, подобным кадетским корпусам, не
было.
Но
в конце концов руководство страны осознало
то, что известно было еще Петру I, создавшему
бомбардирскую школу при Преображенском
полку: юношей, решивших стать офицерами,
целесообразно готовить к этому важному
шагу в их жизни еще со школьной скамьи. Так в
системе Наркомпроса были созданы
специальные школы - средние учебные
заведения, предназначенные для подготовки
юношей к поступлению в военные училища.
Артиллерийские
спецшколы
существовали с 1937 по 1946 год, затем в 1947 г. они
были реорганизованы в артиллерийские
подготовительные училища, завершившие свою
историю в 1955 году. Военно-морские
спецшколы и спецшколы
ВВС были сформированы в 1940 году.
Будущих моряков в них готовили до 1944 г., а
летчиков - до 1955 года.
Учились
в спецшколах 3 года, с восьмого по десятый
класс. Кроме общеобразовательных дисциплин
в учебные планы были включены основы
военного дела, воинские уставы, строевая и
физическая подготовка. Местные учащиеся
жили дома, а иногородние - в общежитии. Летом
в спецшколах проводился двухмесячный
лагерный сбор.
Жестокое
время Великой
Отечественной войны стало серьезным
испытанием для спецшкольников первых
наборов. Среди них был и Анатолий
Круковский, учившийся с 1937 по 1940 год в
7-й артиллерийской спецшколе нашего города.
19 ноября 1942 года его батарея вела огонь у
разрушенных стен Сталинграда по противнику,
имевшему па этом направлении шестикратное
превосходство. Сейчас профессор, доктор
технических наук генерал-майор в отставке
Анатолий Станиславович Круковский
передает свой богатый боевой опыт вместе с
последними достижениями военной науки
слушателям и преподавателям Военной (бывшей
Михайловской) артиллерийской академии.
Вместе с ним готовят для нашей армии
артиллеристов высшей квалификации и другие
выпускники спецшкол - профессор, доктор
технических наук полковник в отставке
А.Т. Юркопский, доцент, кандидат
технических паук полковник в отставке Н.В.
Цыплаков, также прошедшие через
испытания войной.
В
годы Великой Отечественной войны суровая
необходимость заставила
руководство страны опереться на
патриотическое сознание народа, обратиться
к славной военной истории России. Были
учреждены государственные награды, носящие
имена великих русских полководцев
и флотоводцев, в армии введены погоны и
воинские звания, аналогичные званиям
старой русской армии. Появилась
необходимость в создании учебных заведений
по образцу кадетских корпусов.
21
августа 1943 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР в
Постановлении №901 "О неотложных мерах по
восстановлению хозяйства в районах,
освобожденных от немецкой оккупации"
предписали НКО в период с 1 октября по 1
декабря 1943 года сформировать 9 суворовских
военных училищ (СВУ) "типа старых
кадетских корпусов".
Цель
создания суворовских училищ
определялась следующим
образом - "подготовить
мальчиков к военной службе в офицерском
звании и дать им общее среднее образование".
Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР
предписывало Народному комиссариату
обороны:
училища
сформировать в период с 1 октября по 1
декабря 1943 года;
к
1 октября разработать и издать штаты и
Положение о СВУ, учебные программы и
планы, укомплектовать училища
руководящими кадрами и постоянным
составом;
к
1 октября отремонтировать отведенные
училищам помещения;
к
15 сентября представить на утверждение
СНК "образцы
форм одежды воспитанников суворовских
военных училищ".
Для
руководства училищами в составе Управления
военно-учебными заведениями Красной Армии
разрешалось сформировать Отдел
суворовских военных училищ.
Генеральный
штаб Красной Армии 27 августа 1943 года издал
директиву за № opr/7/13865/c,
в которой были определены конкретные
мероприятия по формированию СВУ и сроки их
выполнения. Она предписывала
"формирование училищ закончить к 20
ноября, с расчетом начать занятия 1 декабря
1943 года". Директива требовала для
суворовских училищ "отобрать
лучший офицерский состав, имеющий
достаточный опыт в педагогической
и воспитательной
работе и практический стаж в командовании
подразделениями и частями Красной Армии.
При наличии всех этих качеств преимущество
отдавать офицерам, имеющим боевой опыт".
О
том, что созданию суворовских училищ руководство уделяло
большое внимание, свидетельствует
распоряжение начальника одного из
управлений Генерального штаба генерал-лейтенанта
Четверикова от 6 сентября 1943 года,
предписывающее для составления сводки о
ходе формирования СВУ и представления ее
ГКО "донесения об этом представлять
каждую пятидневку, начиная с 10 сентября с.г,"
30
августа в училища был выслан штат:
генерал
- 1,
офицеров
- 49,
сержантов
- 31,
рядовых
- 13,
вольнонаемных
- 186 человек.
Должностные
оклады руководящего состава были
определены в среднем на 25% выше окладов
таких же должностных лиц нормальных
военных училищ.
В
начале сентября 1943 года военно-строительные
управления фронтов и округов начали ремонт
зданий, предназначенных для
расквартирования СВУ, бельевые фабрики
приступили к пошиву необычного для них
белья и обмундирования для первых
суворовцев, с центрального склада
Главсанупра в адреса училищ отправили
медицинское имущество. Было предусмотрено
своевременное обеспечение и всем остальным
имуществом, необходимым для быта и учебы
будущих офицеров. Получили училища и
подробную инструкцию о наборе
воспитанников. Именно так называли тогда
первых суворовцев - "воспитанник". И
только через два года воспитанников СВУ
стали называть "суворовцами".
В
ноябре в училища стали прибывать их первые
воспитанники. Среди ребят первого набора
было много сирот, были и непосредственные
участники боев, некоторые из которых имели
правительственные награды.
В
Харьковское СВУ в числе первых был принят Костя
Кравчук, награжденный орденом
Боевого Красного Знамени за спасение двух
боевых знамен частей Красной Армии. В это же
училище прислали Сергея
Николаева. Было ему тогда 12 лет.
Родителей убили гитлеровцы. Находясь в
партизанском отряде, Сергей заминировал
дорогу и взорвал проезжавшую по ней
вражескую машину, уничтожив 25 гитлеровцев.
С
медалью "За оборону Сталинграда"
пришел во второй класс Харьковского СВУ Петя
Сорокин. В этом городе погибли его
родители, сам он но мере сил помогал
защитникам Сталинграда, был ранен .
Другой
защитник Сталинграда Ваня
Глухов, сын старшего лейтенанта,
поступил в Новочеркасское СВУ. На его груди
рядом, с медалью за оборону этого города
поблескивала медаль "За боевые заслуги".
Одиннадцатилетний Коля
Мищенко стал учиться в Калининском
СВУ. Его родителей немцы расстреляли в 1941 г.,
а Коля ушел в отряд белорусских партизан,
вместе с которым перешел линию фронта.
Провел в тыл врага нашу разведгруппу, за что
получил медаль "За боевые заслуги". С
правительственной наградой поступил в это
училище и Володя Хивзер,
который, сражаясь в партизанском отряде, 13
раз ходил в разведку в тыл врага. Впервые
сел за парту в младшем приготовительном
классе Калининского СВУ Боря
Меркушев. В начале войны он жил у
бабушки под Ржевом, оказался в оккупации.
Отец погиб, защищая Ленинград, а мать
погибла при бомбежке в этом же городе.
Вскоре после освобождения нашими войсками
деревни, где жил мальчик, умерла его бабушка.
Борю подобрали и усыновили бойцы 4-й
отдельной штурмовой инженерно-саперной
бригады в 1942 году, Так и шел он боевыми
дорогами с саперами, пока не отправили его в
ноябре 1943 г. в суворовское училище. До сих
пор вспоминает полковник запаса Меркушев
Борис Иванович, как 19 февраля 1946 года
начальник училища генерал-майор Еремин
перед строем товарищей вручил ему от имени
Президиума Верховного Совета СССР медаль
"За победу над Германией".
К
1 декабря 1943 года не все училища набрали
положенное число учащихся. Остальных
присылали во время учебы из действующей
армии, из партизанских отрядов, из
разрушенных городов и деревень, из
госпиталей...
1
декабря во всех 11 училищах начался в
торжественной обстановке учебный год. Это
событие отметили в специальных статьях,
репортажах местные и центральные газеты. В
редакционной статье "Красная звезда"
писала: "Суворовские
военные училища - преемники лучших традиций
старых кадетских корпусов.
Много замечательных
офицеров и генералов нашей армии начинали
свой армейский путь кадетами. В одном из
наставлений о кадетских корпусах сказано:
"русский, добрый сын, надежный товарищ,
скромный и образованный юноша,
исполнительный, терпеливый и расторопный
офицер - вот качества, с которыми
воспитанник военно-учебных заведений
должен переходить со школьной скамьи в
армию... "".
В
течение декабря первым СВУ были вручены
Боевые Знамена. А в это время в Москве была
завершена разработка "Положения
о Суворовских военных училищах".
Несомненно, что составители этого
документа, добросовестно следуя
Постановлению от 21.08.43 г., основательно
проштудировали "Положение
о кадетских корпусах" 1886 года.
Например, первая статья Положения 1886 г.
гласит: "Кадетские корпуса
имеют целью доставлять малолетним,
предназначенным к военной службе в
офицерском звании, и преимущественно
сыновьям заслуженных офицеров, общее
образование и соответствующее их
предназначению воспитание". Почти
полное текстуальное совпадение в Положении
1943 г.: "Суворовские военные
училища имеют целью подготовить мальчиков
к военной службе, дать им общее среднее
образование и соответствующее их
предназначению воспитание". Только
вот понятие "воспитание" у Положений
различное, соответствующее у каждого духу
своего времени. Сравнение этих понятий -
дело специального разговора. Отметим
только, что "Положение о кадетских
корпусах" не только называло
воспитательные цели в корпусах, как "подготовление...
к будущей службе Государю и Отечеству, но и
указывало, посредством чего эти
воспитательные цели достигаются. В "Положении
о Суворовских военных училищах"
требовалось "воспитывать у учащихся
беззаветную преданность и любовь к Родине и
Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)".
Указывались и другие воспитательные цели,
но пути их достижения приведены не были. Так
что повое Положение оказалось не таким
универсальным,
как Положение 1886 года. Это
подтверждается и дальнейшим их сравнением.
Согласно
"Положению о Суворовских военных
училищах" и штатам начальник училища
пользовался правами командира дивизии, его
заместителями были: начальник учебного
отдела, начальник политического отдела и
начальник материально-технического
обеспечения. Совещательным органом при .начальнике
училища состоял педагогический совет, в
который входили: начальник училища (председатель),
его заместители, начальник медицинской
службы, командиры рот, старшие
преподаватели, помощники начальников
политического и учебного отделов. Совет
рассматривал наиболее важные
вопросы обучения
и воспитания суворовцев.
В
целях улучшения организации учебного
процесса, обмена опытом учебно-воспитательной
работы по предметам учебного плана в
училище создавались предметно-методические
комиссии. Предметно-методическая комиссия
по военной подготовке и воинскому
воспитанию объединяла командиров рот и
офицеров-воспитателей. Ее возглавлял
начальник училища или начальник учебного
отдела, В остальных комиссиях работали
преподаватели общеобразовательных
дисциплин во главе со старшим
преподавателем.
Все
суворовцы сводились в роты
согласно штату. В первой роте были
воспитанники двух старших классов - шестого
и седьмого. Она состояла из трех взводов,
состоящих из отделений. На должности
командиров отделений и заместителей
командиров взводов назначались лучшие
суворовцы, которым соответственно
присваивались звания "вице-сержант" и
"старший вице-сержант". Позднее была
введена для суворовцев должность старшины
роты и звание "вице-старшина",
Остальные
роты состояли из учебных отделений. Из
числа лучших суворовцев в них назначались
старшие учебного отделения.
Тем
не менее, руководство взводами первой роты
и учебными отделениями младших рот
осуществляли офицеры-воспитатели, имевшие
помощников из числа сержантов срочной или
сверхсрочной службы.
Внутренний
порядок в училищах
поддерживался на основании "Правил
внутреннего распорядка и поведения
воспитанников Суворовского военного
училища". В отличие от средней школы в
учебные планы СВУ были включены геология,
психология, военная, строевая и физическая
подготовка. На изучение иностранного языка
отводилось больше времени, чем в школе.
После каждого учебного года проводились
лагерные сборы.
В
1944 году по образу и подобию первых СВУ было
открыто еще шесть училищ. Они были
учреждены Постановлением
СНК СССР от 21 июня 1944 года. Видимо, учитывая
опыт 1943 г., училища второй очереди
размещались в городах, или не
подвергавшихся оккупации, или уже частично
восстановленных. Война продолжалась, и
судьбы ребят, поступивших в эти училища,
были как дне капли воды похожи на судьбы
суворовцев, стоявших в строю первых СВУ.
Среди
суворовцев первого набора Казанского СВУ
был сын полка Ваня Пахомов.
В 1942 г., когда немцы близко подошли к его
селу, мальчик остался один: отец был на
фронте, а мачеха бросила его. Ваню взяли
бойцы отходящей из села части. Так он стал
сыном разведэскадрона
115-й кавалерийской дивизии. Летом 1944 года
был тяжело ранен, лежал в госпитале, затем
снова вернулся на фронт. Хотя и недолго, но
воевал с пулей в сердце. Ее извлекли в
казанском госпитале. После лечения воевал в
звании ефрейтора, с медалью "За отвагу"
он прибыл учиться "на офицера".
Другой
сын полка - Павел Рагулин
поступил в Тульское СВУ. В апреле 1944 года
при форсировании Днепра он протянул два
телефонных провода с левого берега реки на
правый, обеспечив связь между первым и
вторым эшелоном родного 416-го стрелкового
полка. За это был награжден медалью "За
боевые заслуги". С. ней и прошел по
Красной площади в строю суворовцев на
параде Победы в i945
году. После окончания суворовского училища
учился в артиллерийском училище, в академии.
Уволился из армии в звании полковника в 1986
году. Год назад на встрече сыновей полков, которую
проводил Генеральный штаб, узнал, что из
всех сыновей полков Великой Отечественной
войны он дольше всех прослужил в армии.
Ребята-фронтовики
приезжали на учебу и суворовские училища и
в победном 45-м году. С письмом маршала
Жукова в Курское СВУ приехал в сентябре 1945
года Иван Сергиенко.
Маршал рекомендовал начальнику училища
принять сына полка 70-й стрелковой дивизии в
училище, Были и рекомендации на груди Ивана:
орден Славы III степени за действия в составе
разведгруппы при форсировании Буга, орден
Красной Звезды за бой на Зееловских высотах,
медали "За освобождение Варшавы", "За
взятие Берлина", "За победу над
Германией". Полковник в отставке Иван
Петрович Сергиенко с гордостью вспоминает,
как под Познаныо довелось ему беседовать с
Валентином Катаевым - автором любимой
суворовцами повести "Сын полка".
В
1945 году за парты сели и будущие
наставники суворовцев - под Москвой, в
Хлебникове, открылся Военно-педагогический
институт со специальным факультетом
подготовки офицеров-воспитателей для
суворовских военных училищ.
В
этом же году состоялся первый выпуск из
суворовских училищ, созданных
комиссариатом внутренних дел. Их первые
выпускники провели в стенах училища всего
лишь два года. В основном они продолжили
учебу в пограничных училищах. Затем
охраняли сухопутные и морские границы
нашей страны. Многие выпускники отличились
при охране государственной границы. В 1948
году, когда сделали первый выпуск СВУ
Народного комиссариата обороны, лейтенант Борис
Зимин, окончивший Ташкентское СВУ в
1945 г., был награжден высшей
правительственной наградой за то, что один
задержал двух хорошо подготовленных
нарушителей границы. Космонавт Владимир
Джанибеков, закончивший Ташкентское СВУ в
1960 г., так отзывается о нем, "Если
я чего и добился в жизни, то этим я обязан
суворовскому училищу. Я убежден, что
необходимо развивать сеть суворовских и
нахимовских училищ. Так готовить кадры
будущих офицеров, как это делают
суворовские и нахимовские училища, не
сможет никто!"
Год
первого выпуска из суворовских училищ НКО
стал и началом экспериментов над ними.
Кавказское СВУ с 1948 г. реорганизовали в
Суворовское офицерское училище. По сути
дела оно объединило два военно-учебных
заведения - суворовское и пехотное училища.
С
1950 года в СВУ стали принимать ребят в
возрасте 10 лет, окончивших 3 класса обычной
школы. Тем самым были упразднены
приготовительные классы.
Эксперимент
с суворовскими офицерскими училищами
оказался неудачным. Практика показала
нецелесообразность сочетания в одних
стенах двух учебных заведений, поэтому в
1958 г. все суворовские офицерские училища
были реорганизованы в суворовские военные
училища.
25
мая 1956 года ЦК КПСС и Совет министров СССР
приняли Постановление "О порядке приема
в суворовские и нахимовские училища",
которое, оказало неблагоприятное
воздействие на дальнейшую судьбу
суворовских училищ. Некоторые СВУ были
расформированы и на их базе были устроены
образцово-показательные школы-интернаты.
Оставшиеся СВУ были переведены на
трехлетнее обучение, а с 1969 г. - на
двухлетнее.
На
сегодняшний день в ведении Министерства
Обороны РФ находится 7 СВУ:
Екатеринбургское, Казанское, Московское,
Санкт-Петербургское, Тверское, Ульяновское
и Уссурийское.
А
эксперименты с суворовскими училищами
продолжаются. В 1992 году начался переход с
двухлетнего обучения на трехлетнее,
сегодня этот переход уже завершен.
Сегодня
основой воинского воспитания суворовцев
становятся славные традиции русской
армии, ее офицерства. .И, несомненно,
большую роль и воспитании суворовцев
играет изучение традиции их
предшественников - кадетских корпусов
России. Да и у самих суворовцев за
полувековую историю сложились сланные
традиции.
Гордостью
суворовцев являются космонавты Ю.Глазков и
В. Джапибеков, генерал-полковник Б. Громов,
летчик-испытатель О.Гудков,
академики А. Витушкин и В. Панов,
писатель О. Михайлов, народный артист
России Г. Васильев, спортсмены Ю. Власов, В.
Попенченко и многие другие.
Для
дальнейшей плодотворной работы нынешних
суворовских училищ и ракетно-артиллерийского
кадетского корпуса необходимо в первую
очередь решить следующие
основные проблемы.
Первая
из них - использование в системе
первоначальной подготовки офицерских
кадров российской армии богатейшего опыта
кадетских корпусов и суворовских военных
училищ. При ее решении следует сначала на
научной основе определить оптимальную
продолжительность обучения в
суворовском училище.
Вторая
проблема - подготовка кадров для работы в
СВУ. Специально подготовленные
офицеры-педагоги очень необходимы сегодня
армии и флоту.
Нуждается
в серьезном улучшении и нынешняя средняя
школа, где начальную военную подготовку
заменили предметом
ОБЖ - основы безопасности
жизнедеятельности.
Третья
проблема - сохранение
истории и традиций училищ.
И
четвертая проблема - использование
выпускников СВУ. Выпускнику необходимо
предоставить как можно больше возможности
для самостоятельного выбора дальнейшего
жизненного пути.
Источники:
Очерк
жизни и деятельности графа А.В. Суворова-Рымникского.
- М.: изд. Голубкова, 1848.
П.
Дирнн. История лейб-гвардии Семеновского
полка, т.116 С.- Петербург, 1883.
В.Д.
Мелентьев. Кутузов в Петербурге. Лениздат,
1986.
Положение
о кадетских корпусах. С.- Петербург. 1886.
Суворовские
военные училища за двадцать лет, // Сб-к
статей // М.: Восниздпт, 1963.
"Правда",
3 декабря 1943.
"Правда",
2 декабря 1943.
Журнал
"Бомбардир", №2, 1995