ПОМНИМ,
ЧЬЕ ИМЯ НОСИМ.
"Так
говорит Господь: остановитесь на путях
ваших
и
рассмотрите, и расспросите о путях древних,
где
путь добрый, и идите по нему".
(Книга
пророка Иеремии, 6, 16)
Отчет
о жизни Кадетского Объединения в Аргентине
неизбежно должен учитывать перспективу
всего кадетского дела, каковое в свою
очередь неотделимо от современной русской
истории.
Объединение
кадет в Зарубежье было создано в конце
двадцатых годов, а его первый Устав был
утвержден князем Гавриилом
Константиновичем в 1930 году. После
Второй Мировой войны и после вторичного
расселения по всему миру русской
политической эмиграции, в многих странах
стали снова формироваться кадетские
объединения. Тридцать лет тому назад стали
регулярно каждый второй год созываться
всемирные кадетские съезды, чья
организация по очереди поручалась
отдельным объединениям. Объединение
Кадет Российских Кадетских Корпусов
в Аргентине является органической частью
этой всемирной кадетской семьи.
Аргентинское
Кадетское Объединение было сформировано в
1949 году, первоначально под названием "Общекадетское
Объединение". Ваш покорный слуга
присутствовал на собрании, на котором был
выбран первый председатель Объединения С.
В. Грузинцев. Тогда в составе нашего
Объединения было еще много кадет учившихся
в русских Императорских Кадетских Корпусах.
Среди них было не мало офицеров ветеранов
Первой Мировой Войны и даже Японской войны
и ветеранов Гражданской войны и Русского
Корпуса на Балканах. Сегодня в нашем
Объединении остались в живых только три
кадета, учившихся еще в России. Крове того,
в нашим Объединении состояло также и
несколько кадет бывших офицерами
Югославянской Королевской Армии. Среди них
необходимо отметить моего предшественника
на посту председателя Объединений,
георгиевского кавалера Сергея
Александровича Якимовича, майора
артиллерии Югославянской Армии, ветерана
Гражданской Войны и Второй Мировой войны,
отсидевшего четыре года в германских
лагерях для военнопленных.
Сразу
же после основания, в нашем Объединении
возникла инициатива создания кадетского
музея, который должен был стать общевоенным
русским музеем. За это дело взялись С.
В. Грузинцев и полковник П.
М. Савельев. Уже в 1950 году была
устроена для всей русской колонии выставка
собранных материалов. Затем, это дело было
поручено С. А. Шпаковскому.
Сделанные им картины-памятки, в рамах под
стеклами, и другие экспонаты были тогда
размещены в Доме Русских Белых эмигрантов.
После
смерти С. В. Грузинцева, председателем
Кадетского Объединения в Аргентине был
выбран инженер М. П. Негоднов.
Когда последний переехал в Венесуэлу, его
заменил вице-председатель В.
Б. Островский. Затем председателями
Объединения были Н. Н. Юргенс
и А.С. Якимович. При А. С.
Якимовиче, по его предложению, вице-председателем
был выбран ваш покорный слуга. Секретарями
Объединения были А. Г
Денисенко, А. С. Якимович, а затем и
здравствующий поныне наш секретарь,
инженер А. В. Алферов.
Казначеем Объединения был с самого начала
хорунжий Г. Н. Бордоков,
вплоть до своей кончины в 1994 году.
По
инициативе и под редакцией А. Г Денисенко,
правление нашего Объединения издавало
несколько лет подряд журнал "Кадетское
письмо". Насколько важным считалось
кадетское издательское дело, можно видеть
из того факта, что уезжая в 1959 году в
Венесуэлу, М. П. Негоднов пожертвовал на
покупку ротатора для печатания журнала 1100
тогдашних пезо, что почти соответствовало
полному месячному жалованию.
Как
видно из этого краткого обзора, за все эти
годы цели и задачи нашего Кадетского
Объединения были всегда одни и те же. Хотя
нас стало в девять раз меньше (из когда-то 180-и
кадет, состоявших в Объединении, сегодня в
живых осталось всего лишь 20 кадет), наше
Объединение неизменно продолжает делать ту
же самую работу, в том же самом направлении.
В
прошлом году был оборудован этот Кадетский
Зал Епархиальной Школы, при Храме святого
Сергия Радонежского, который одновременно
является и своего рода русским кадетским и
вообще военным музеем. В состав четырех
больших альбомов, лежащих на специальных
столах в этом зале, сделанных нашим вице-председателем
О. Н. Ауэ, вошли также и
картины-памятки сделанные почти пол века
тому назад С. А. Шпаковским.
При этом необходимо отметить, что само это
грандиозное помещение Епархиальной школы,
в котором находится Кадетский Зал, было
построено при дружном участии кадет, под
руководством директора школы и настоятеля
Свято-сергиевского прихода отца
Владимира Шленева, кадета 28-го
выпуска 1-го Русского В. К. Константина
Константиновича Кадетского Корпуса. Проект
здания был сделан нашим сегодняшним вице-председателем
архитектором О. Н. Ауэ, кадетом 26-го выпуска
того же Корпуса. Большое участие в
администрации постройки и школы принял
покойный Николай Кузьмич
Дубина, кадет 20-го выпуска, а
финансовую помощь постройке оказывали
кадеты из многих стран мира. Сегодня
администратором и комендантом всего этого
здания является староста свято-сергиевского
прихода Н. Ф. Фененко,
кадет 30-го выпуска.
В
прошлом году мы начали проводить в этом
Кадетском зале наши регулярные ежемесячные
кадетские встречи. Эти встречи начинаются
всегда с информации о наших кадетских делах,
затем следует краткий доклад или отчет на
тему дня, а потом общая беседа за чашкой чая.
На первой из этих встреч мы праздновали 90-летие
нашего старшего кадета графа Александра
Алексеевича Коновницына. 17 ноября
прошлого года мы отмечали 75-летие
начала русской белой эмиграции и 78-летие
начала вооруженного сопротивления Русской
Армии и Русского Флота коммунистическому
интернационалу. На эту тему, член нашего
Объединения М. М. Борель,
внук генерала М. В. Алексеева, прочел два
доклада. (Первый из них был воспроизведен в
№ 2 "Кадетского письма").
В
мае прошлого года, секретарь Правления
нашего Объединения А. В.
Алферов снова посетил по поручению
Правления и от имени нашего Объединения
Донской Императора Александра Третьего
Кадетский Корпус в Новочеркасске.
Посещение этого корпуса было согласовано с
председателем Центра Кадетской Связи А.
М. Ермаковым и было осуществлено
совместно с ним и с полковником Е.
П. Исаковым, издателем московского
исторического листка "Кадеты. Юнкера".
Они совместно провели полторы недели в
Корпусе, присутствовали на занятиях кадет,
вели с воспитателями, преподавателями и
кадетами продолжительные беседы. А. М.
Ермаков заснял на видеофильмы все аспекты
ежедневной кадетской жизни. А. В. Алферов,
как последний традиционный атаман Донского
Кадетского Корпуса, с разрешения Директора
Корпуса и в присутствии полковника Е. П.
Исакова, передал кадетам старшего класса
традиции Донского Кадетского Корпуса,
точно таким же образом как его 43-ый выпуск
их получил от предыдущего выпуска в 1930 году.
После этого, кадеты выбрали своего
традиционного атамана, восстановив таким
образом легитимным путем после 65-и лет
преемственность кадетских традиций
Донского Корпуса. А. В. Алферову и А. М.
Ермакову был присвоен Атаманом Всевеликого
войска Донского генерал-майором Н. И.
Козицыным чин хорунжих, за заслуги в деле
возрождения Донского Кадетского Корпуса.
Они были также награждены "Крестом за
возрождение Донского Казачества".
Вернувшись из этой миссии, хорунжий А. В.
Алферов прочел в этом зале свой отчетный
доклад и показал ряд фильмов из жизни
Донского Корпуса.
В
сентябре прошлого года, председатель
Аргентинского Объединения принял участие в
ежегодной встрече Сан-Францисского
Кадетского Объединения, по приглашению его
правления. Во время этой встречи он
выступил с кратким словом при ее открытии, а
затем, после встречи, прочел доклад в Доме
Ветеранов в Сан-Франциско о нашем
историческом долге. Отчетный доклад об этой
поездке был тоже прочитан в этом зале.
В
прошлом году мы также стали издавать снова
"Кадетское письмо", правда уже не в
размерах журнала, а всего лишь
информационного листка. До сих пор вышло
четыре номера. Листок пока выходит каждые
два месяца.
Нельзя
не отметить, что все эти наши усилия
параллельны усилиям и других Кадетских
Объединений. Нью-йоркское Объединение вот
уже 25 лет издает прекрасный журнал "Кадетская
перекличка". В Каракасе, в Сан-Франциско и
в Белграде выходят Кадетские Бюллетени.
Кроме того, в Сан-Франциско, в Доме
Ветеранов Первой Мировой войны существует
большой и богатый русский военный музей,
куратором которого является С.
Н. Забелин.
В
течение последних лет, для Кадетских
Объединений стали чрезвычайно актуальными две
новые задачи: наше отношение к процессам
в России, связанных с коллапсом
коммунистической диктатуры, и наше участие
в стихийных процессах возрождения
кадетских корпусов в России.
Кадетские
Объединения в Русском Зарубежье по
существу являются русскими военными
организациями, ибо они объединяют русских
кадет, учившихся в русских Кадетских
Корпусах, в Российской Империи бывших
органической частью Русской Армии, в то
время как Морской Корпус был частью
Русского Морского Флота. Очевидно, что
именно это обстоятельство и предопределяет
полностью наши позиции
в этих двух выше указанных вопросах. Ибо,
самим ходом истории так получилось, что
именно мы, русские кадеты в Русском
Зарубежье, оказались последними
легитимными представителями и
знаменщиками старой русской Армии.
Дело
в том, что сразу же после захвата власти в
России, коммунисты
официально объявили распущенными и
упраздненными Русскую Армию и Русский
Морской Флот. Приказом по Флоту и Морскому
Ведомству за № 102, декретом "Совета
народных комиссаров" от 20-го января 1918
года, Российский Флот был объявлен
распущенным. Одновременно, вся символика
Государства Российского и Российских
Вооруженных Сил (гимн, герб, знамена и флаги)
были заменены чужеродной партийной
символикой (красным флагом и красной
пятиконечной звездой интернациональных
социалистических партий и песней
французских социалистов "Интернационал").
Насильное изъятие русской военной
символики сопровождалось массовыми
зверскими убийствами русских офицеров.
Однако, несмотря на это, русская военная
символика не исчезла в мире. Путем создания
Добровольческой Белой Армии, вскоре была
официально восстановлена Русская Армия и
Русский Флот, с русской символикой.
Даже
и после эвакуации из России, уже в эмиграции,
русская государственная и военная
символика продолжали реально существовать.
Маршал СССР А. М. Василевский, в своих
мемуарах "Дело всей жизни", пишет: "На
рубеже 30-х годов антисоветчики-эмигранты
еще не сложили оружия и являли собой
немалую силу (их насчитывалось тогда свыше
1,5 млн.). Их объединенными вооруженными
силами руководил "Русский общевоинский
союз" во главе с генералом Миллером."
Маршал Василевский далее перечисляет ряд
существовавших тогда в русской эмиграции
воинских подразделений, военных курсов и
военных училищ. (Москва, Политиздат, 1973. Стр.
79, 80.)
Андреевский
Флаг продолжал реять на судах русской
эскадры в Бизерте почти до конца 1924 года, то
есть почти в течение семи лет после его
запрета коммунистами. 16-го октября 1924 года,
в 5 часов 45 минут, он был "временно
спущен, с церемонией, как при окончании
кампании". Однако, Андреевский Флаг,
как и все другие русские флаги, продолжал и
после этого беспрерывно реять в Зарубежной
Руси, вплоть до наших дней. Как сказал 20 лет
тому назад, во время своего доклада о
Цуссимском бое, в нижнем зале этой
Епархиальной школы, последний член
Кают-Кампаний в Аргентине, лейтенант А.
А. Штром, "русские
морские офицеры, оказавшиеся в изгнании,
никогда не спустили в своем сердце славный
Андреевский Флаг". Дольше всего
русская государственная символика
официально продолжала публично
существовать в русских кадетских корпусах
в Королевстве Югославии, с самого начала
взятых под покровительство ее благоверным
королем Александром Первым, кадетом
Пажеского Корпуса.
Предыдущий
председатель нашего Объединения С.А.Якимович,
завещая нам соблюдать полностью и в чистом
виде нашу традиционную русскую
государственную и военную символику,
неоднократно свидетельствовал о личных
указаниях в этом смысле генерала П.
Н. Врангеля. (С. А. Якимович был
дежурным по корпусу во время одного из
посещений генералом Врангелем Крымского
Корпуса в Белой Церкви). После прекращения
существования последнего русского
кадетского корпуса в изгнании, все
кадетские акты и начинания всегда
неизменно происходили под сенью русской
государственной символики. В частности, все
кадетские Съезды происходили под русским
гербом и под русскими флагами и русскими
боевыми знаменами и штандартами.
Еще
до падения коммунистической диктатуры в
России и до расчленения России, в
результате этой диктатуры, 12-ый Кадетский
Съезд, состоявшийся в сентябре 1990 года в
Сан-Франциско, обратился ко "всем
соотечественникам на, родине и, в первую
очередь, к соотечественникам воинского
звания" с призывом "отречься от чуждых
и враждебных нам символов и всего того, что
они олицетворяют, и осознать свой глубинный
долг верности и любви к нашим историческим
началам, заветам, традициям и символам".
Это "Обращение 12-го Съезда"
призывало: "В процессе
всеобщего провала идеологической системы,
необходимо спасти наши исторические
отечественные ценности, чтобы не вылить
вместе с грязной идеологической жижой из
корыта нашей страны и самого ребенка...
Сменить чуждые символы на родные, для
преображения всего государства, для
свободы и благоденствия народов нашей
страны".
Слава
Богу, в последние годы русская
государственная символика была частично и
в немного искаженном виде восстановлена в
той части России, которая в течение
последних четырех с половиной лет
называется "Российской Федерацией". К
сожалению, это частичное восстановление
произошло одновременно с закреплением ряда
мутаций и ампутаций в нашем Государстве,
вызванных и произведенных коммунизмом. Но
кроме всех этих мутаций и ампутаций,
сегодня делаются судорожные попытки
навязать России навсегда также и
чужеродную ей интернациональную партийную
символику. Мы сегодня мало что можем
делать против мутаций и ампутаций и
вынуждены с ними "де факто" мириться.
Но на насильную прививку враждебных нам
символов, навязываемых России в
противоестественном и кощунственном
симбиозе с ее отечественной символикой, мы
не можем согласиться ни "де юре", ни
"де факто". Провокационное внедрение
любой частной партийной символики, наряду
со всеобщей государственной, ведет лишь к
очередному делению русских людей по
партийным признакам, делению может быть уже
где-то планируемому, для окончательного
геноцида над нашим народом. Вот где
незыблемый якорь для всех наших
принципиальных позиций! Дело не в людях, а в
принципах и в символах, выражающих эти
принципы. Подлинное возрождение России
возможно только лишь с общенародных и
общегосударственных позиций, а не с
партийно-групповых.
Ибо,
и России сегодня так говорит Господь: "Я
насадил тебя как благородную лозу, - самое
чистое семя; как же ты превратилась у Меня в
дикую отрасль чужой лозы?" (Книга Пророка
Иеремии, 2, 21).
Переходя
ко второй задаче,
неумолимо вставшей в последние годы перед
кадетскими объединениями в Русском
Зарубежье, а именно к
нашему участию в стихийных процессах
возрождения в России кадетских корпусов,
необходимо отметить, что все кадеты и все
кадетские организации живо и с энтузиазмом
откликнулись на этот исторический вызов.
Можно без преувеличения даже высказать
предположение, что сама стихийность этих
процессов была вызвана частично и нашим
участием в них, участием конечно
ограниченным, но все же принципиально
катализирующим и ориентирующим.
Сегодня,
нашего дальнейшего участия в этих
процессах требуют не только многие наши
соотечественники, но и сама объективная
обстановка в России. Например, на заседании
правления Нью-Йоркского Кадетского
Объединения, от 18-го ноября прошлого года,
разбиралась "просьба А. Крутова,
директора "Царскосельской кадетской
школы" и В. Кирсанова, директора
"Первого Московского Великого Князя
Дмитрия Донского Кадетского Корпуса", об
наименовании "Кадетский Корпус" и
"Кадетский" всех новых учебных
заведений Российской Федерации, в которых
уставы, цели и задачи, характер обучения и
воспитания соответствуют по своей
программе обучению в дореволюционных и
зарубежных кадетских корпусах". Согласно
протоколу этого собрания, Правление
Нью-Йоркского Объединения постановило:
"Такое решение может вынести только
Общекадетский Съезд, а не отдельное
Объединение. Этот вопрос будет разбираться
на 15-ом Съезде."
Этот
вопрос был поднят также и Председателем
Аргентинского Кадетского Объединения, в
своем докладе в Доме Ветеранов в
Сан-Франциско 13-го сентября прошлого года:
"Сегодня
в России некоторые возникающие учебные
заведения или иногда даже воскресные школы
называют себя "кадетскими корпусами".
Но являются ли все эти школы действительно
настоящими кадетскими корпусами, хотя бы в
принципе? Кто может это подтвердить? Мне
кажется, что мы, старые русские кадеты,
учившиеся в настоящих традиционных и
легитимно созданных русских кадетских
корпусах, можем больше всего помочь в этом
деле, чтобы установить, во-первых,
необходимые минимальные предпосылки для
такого наименования, и, во-вторых, чтобы
авторитетно засвидетельствовать, какие
школы действительно его уже заслуживают.
Конечно, все это лишь в моральном плане, а не
в бюрократическом. Мы не можем никому
запретить называть себя как угодно, но мы
можем, и даже имеем полное на это право,
публично заявить, что сегодня мы считаем,
например, Донской Императора Александра
Третьего Кадетский Корпус в Новочеркасске,
в принципе, настоящим русским кадетским
корпусом, хотя в нем еще и могут быть те или
иные недостатки и недостатки. А также
заявить, что какую-нибудь другую школу мы
еще не можем считать русским кадетским
корпусом, потому что это не военное
общежитие, воспитывающее русскую молодежь
в согласии с заветами генералиссимуса А.
В.Суворова и великого князя Константина
Константиновича, с русской военной
символикой (автоматически исключающей
рядом с собой всякую чужеродную партийную
символику) и с преподаванием Закона Божьего
и Русской (а не советской) Истории... Тем
более, что сегодня существует реальная
опасность искажения процессов возрождения
в России, в том числе и процессов
возрождения кадетских корпусов."
Общее
Собрание Аргентинского Кадетского
Объединения, состоявшееся 17 декабря 1995
года, единодушно постановило: "Создать
в Объединении Кадет Российских Кадетских
Корпусов в Аргентине Комиссию для
определения основных предпосылок для
наименования "Русский Кадетский
Корпус", в согласии с исконными и
коренными историческими державными
принципами Государства Российского.
Назначить председателем Комиссии старшего
кадета Объединения, графа А. А. Коновницына,
кадета Александровского и Пажеского
Корпусов, вице-председателем А. Е. Эльснера,
кадета Донского Корпуса в России и
Крымского Корпуса в Зарубежье, и секретарем
Комиссии председателя Объединения И. Н.
Андрушкевича."
Наши
старшие кадеты уже недвусмысленно и
категорически высказались по этому
вопросу.
А.
Е. Эльснер указал, что ничего выдумывать не
нужно: "Возрождаемые в
России Кадетские Корпуса должны иметь
своим прообразом ранее реально
существовавшие русские Кадетские Корпуса.
В них на первом месте стояло воспитание
кадет в строгих понятиях чести (чести
личной, чести семьи, чести Корпуса, чести
Армии, чести России), что их отличало от всех
других средних учебных заведений. Во время
своего первого посещения Крымского
Кадетского Корпуса, 18 мая 1922 года,
Главнокомандующий Русской Армии генерал П.
Н. Врангель завещал:
"Крымскому
Кадетскому Корпусу. Здесь на чужбине,
каждый из нас должен помнить, что он
представляет собою нашу Родину и высоко
держать русскую честь". Все должно быть
так, как было, с учетом, конечно, современной
обстановки в области второстепенных, не
принципиальных деталей."
Граф
А. А Коновницын подтвердил и определил:
"Русские
кадетские корпуса можно сравнить с
питомниками. Они поставляли русской
императорской армии и русскому государству
кадры молодежи, хорошо подготовленной
религиозно, морально, интеллектуально и
физически, для жертвенного служения родине.
Вот это и была главная характеристика
русских кадетских корпусов. Через эти
корпуса прошли многие великие люди и вожди
России, многие творцы русской славы. В
кадетских корпусах было смешанное
воспитание. Во-первых, кадетские корпуса
были военными общежитиями, а не школами для
приходящих, с военной дисциплиной, в
которых был военный дух, с уважением к
строю, к погонам. Начальниками и
воспитателями в кадетских корпусах могли
быть только кадровые офицеры, специально
отобранные и подготовленные для
педагогической работы. Вместе с тем,
кадетские корпуса давали прекрасное общее
среднее (семилетнее) образование, чтобы их
питомцы могли потом служить государству и
народу на любом поприще. Лучшего духа, чем в
старых русских кадетских корпусах, трудно
придумать. Максимально возможное
восстановление этого духа и должно быть
главной целью всех восстанавливаемых
сегодня в России кадетских корпусов, если
только они хотят действительно быть
подлинными русскими кадетскими корпусами,
а не какими-то суррогатами. Религия вообще и
Православие в частности занимали
исключительно важное место в этой
педагогической системе. Закон Божий стоял
на первом месте. При поступлении в корпус,
кадеты получали Евангелие, с факсимиле
собствеyноручной надписи Великого Князя
Константина Константиновича: "Пусть эта
Книга священная спутницей вам неизменной
будет везде и всегда. Пусть эта Книга спасения
вам подаст утешение в годы борьбы и труда. К.
Р." Все наше национально-патриотическое
воспитание основывалось в конечном итоге
на Христианских Заповедях, как их
проповедует Православная Церковь: Любовь к
отечеству, уважение к родителям и старшим,
высокая нравственность и высочайшее
понятие чести. Ничего лучшего придумать
нельзя. А посему и выдумывать ничего иного
не надо".
Все
эти заключения будут своевременно
представлены 15-му Кадетскому Съезду.
«Объективным
идейным фундаментом для подлинного
возрождения русских кадетских корпусов
являются такие формально-обязывающие
документы, как "Завещание
Генералиссимуса Суворова" и "12
Заповедей товарищества" Великого Князя
Константина Константиновича, разосланных в
1913 году российским Главным Управлением
Военно-Учебных Заведений во все кадетские
корпуса и военные училища. "Завещание
генералиссимуса Суворова" должно было бы
объединять нас и со всеми теми суворовцами,
которые "помнят, чье имя носят". Эти два
документа, определящие ядро наших традиций,
хорошо дополняются "67-ью Заветами"
генерал-лейтенанта Б. Адамовича, директора
Первого Русского Великого Князя
Константина Константиновича кадетского
корпуса. В этих "Заветах" генерала
Адамовича, под шестым номером, содержится и
указание: "Помнить, чье имя носим".
Мы,
русские кадеты, "помним, чье имя носим".
И.
Андрушкевич
Информационный
листок "Кадетское письмо"№5,
июнь-июль 1996
Правление
объединения: Asociacion de ex-cadetes. Casilla de coreo 96. 1653
Villa Ballester. Argentina
|