Текст адаптирован к современному алфавиту и грамматике. Дополнен фоторафиями участников и краткими сведениями их биографий

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

ОТКРЫТИЕ СЪЕЗДА И ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ.

2. Речь председателя съезда генерал-лейтенанта А.Д.Бутовского

Речь товарища председателя генерал-лейтенанта М.Г.Попруженко

 

3. Доклад подполковника Завадского на тему "Некоторый задачи воспитателя младших классов". Выступление полк. Салатко-Петрище

 

4. Доклад капитана Угрюмова на тему "Близость воспитателя к воспитаннику - есть одно из главных условий успешной педагогической деятельности". Выступления в прениях: полковника Полторацкого, подполк. Манучарова, полк. Салатко-Петрище, подполк. Трубникова

 

ВТОРОЕ ЗАСЕДАНИЕ.

5. Доклад подполк. Желязовского на тему "Влияние массовой жизни в закрытом заведении на образование нравственного склада и на выработку характера воспитанников".

Выступления в прениях: законоучителя протоиерея Воздвиженского, подполк. Трубникова, полковника Хамина, подполк. Азарьева, генерал-лейтенанта С.Н.Лаврова, генерал-майора Н.П.Попова, генерал-майора В.А.Шильдера, генерал-лейтенанта В.В.Григорова

 

6. Доклад войскового старшины Рыковскаго на тему "Задачи и средства массового воспитания в кадетских корпусах" .

Выступления в прениях: подполк. Казанцева, полковника Михайловского, генерал-лейтенанта В.В.Григорова, полк. Салатко-Петрище, подполк. Цитовича, подполк. Лаврова, генерал-майора Н.П.Попова.

Резюме председательствовавшего ген.-лейт. М.Г.Попруженко.

Заявление председателя генер.-лейт. А.Д.Бутовского

 

ТРЕТЬЕ ЗАСЕДАНИЕ.

7. Доклад подполк. Языкова на тему: „Курение табака, как фактор, понижающий учебную работоспособность детей школьного возраста" .

 

8. Доклад подполк. Чемякина на тему: „О курении"

Выступления в прениях: ген.-майора В.М.фон Коха, капитана Петрова, доктора мед. С.А.Острогорского, подполк. Сафонова, подполк. Трубникова, полковника Полторацкого, капитана Заржецкого, генерал-майора Н. П. Попова

 

9. Доклад подполк. Буркова на тему "Леность и борьба с нею". Выступления в прениях: законоучителя прот. Воздвиженского, капитана Гирса, полковника Полторацкого, ген.-майора Н.П.Попова, председательствовавшего ген.-лейт. З.А.Макшеева.

 

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАСЕДАНИЕ.

10. Доклад подполк. Зотова на тему "Внеклассное чтение и основы его организации"

Прения: заявления П.В.Петрова, генер.-майора А.П.Михневича, И.И.Долгова, П.В.Петрова, законоучителя свящ. Виноградова, подполк. Азарьева, полк. Полторацкаго. Заявления Г.Т.Синюхаева, председательствовавшего ген.-лейт. З.А.Макшеева

 

11. Доклад капитана Гавриловича на тему "Значение воспитателя в деле эстетического развития кадет"

Заявления подполковников Бахтина, Дитерихса, Цитовича, Черепанова

 

12. Доклад подполк. Азарьева    на тему "Школа поверяется жизнью - рассмотрение этого положение в применении к кадетским корпусам"

ПЯТОЕ ЗАСЕДАНИЕ.

13. Доклад капитана Гринева на тему "Национальное самосознание в деле воспитания"

Прения: заявления П.В.Петрова, полковника Полторацкого, полковника Салатко-Петрище, М.А.Ратманова, подполк. Бахтина

Ответ капитана Гринева. Заявление И.И.Долгова. Резюме председательствовавшего ген.-лейт. М.Г.Попруженка.


Тема

не для печати

Тезисы к докладу полковника Михайловскаго на тему "Борьба  с половой распущенностью в средней школе"

Доклад подполковника Мягкова на тему "Некоторые задачи воспитания в связи с половой жизнью человеческого организма"

Доклад капитана Доннера на тему "Тайный порок и половая нравственность"

Доклад шт.-кап. Сангайло на тему "Тайный порок и половая нравственность"

Прения: заявления генерал-майора Е. Е. Семашкевпча, генерал-лейтенанта А. И. Калишевскаго, д-ра А.С.Вирениуса

Продолжение прений по половому вопросу: заявления капитана Петрова, полковника Полторацкаго, подполковника Бахтина, священника Виноградова, генерал-лейт. З.А.Макшеева, генерал-лейт. М.Г.Попруженка. Заявление председателя съезда генерал-лейт. А.Д.Бутовскаго

 

ШЕСТОЕ ЗАСЕДАНИЕ.

18. Доклад подполк. Гартвига на тему «Заключаются ли в ныне действующей организации кадетских корпусов все необходимые условия для того, чтобы воспитатель мог вести свое отделение, как самостоятельную воспитательную единицу?»

 

19. Доклад подполк. Львова на тему «Имеет ли воспитатель возможность непосредственно и деятельно руководить воспитанием каждого отдельного кадета во вверенном ему классном отделении?»

 

20-23. Доклады (в извлечении): полковника Вечеслова, подполковников Агищева, Манучарова,  Муромцева

 

Прения: заявления подполк. Черепанова, подполк. Бахтина, ген.-лейт. А.И.Калишевского, ген.-майора Н.П.Попова, ген.-лейт. З.А.Макшеева, подполк. Трубникова, капитана Смирнова, полк. Салатко-Петрище. Ответ подполк. Львова. Заявление ген.-м. Н. П. Попова

 

СЕДЬМОЕ ЗАСЕДАНИЕ И ЗАКРЫТИЕ СЪЕЗДА.

24. Доклад подполк. Грекова на тему "Школьные наказания и награды".

 

25. Доклад (в извлечении) капитана Вильбоа на тему наказаниях в школьной жизни"

Прения: заявления генерал-майора Е.Е.Семашкевича, генерал-лейтенанта А.И.Калишевскаго, генерал-майора Римскаго-Корсакова, капитана Гирса, подполковника Бахтина, полковника Салатко-Петрище, войскового старшины Рыковскаго, генерал-лейтенанта В.В.Григорова, генерал-майора Данкварта, генерал-майора Н.П.Попова. Резюме председателя генерал-лейт. А. Д. Бутовскаго

 

26. Доклад подполковника А. П. Антонова на тему «Воспитатели и преподаватели; их взаимоотношения в общем деле воспитания и образования кадет"

Прения: заявления подполковников Лаврова, М.А.Ратманова, генерал-лейтенанта М.Г. Попруженка,


Речь генерал-лейтенанта М. Г. Попруженка

Речь председателя генерал-лейтенанта А. Д. Бутовского

Закрытие съезда. Телеграмма на Имя Государя Императора. Речь П. В. Петрова


ПРИЛОЖЕНИЯ.

Краткое содержание лекции А.П. Нечаева

Конспект реферата А.О.Лазурскаго

Конспект лекции Н.Е.Румянцева

Приказ по в. у. з. 1 янв. 1909 г. № 3

Приказ по в. у. з. 10 янв. 1909 г. 4

Список лиц, приглашенных на открытие съезда

Список обязательных участников съезда

Расписание занятий съезда

Отчеты и отзывы о занятиях съезда

Алфавитный указатель имен и предметов

 

 

Приложение VI

Присутствовавшие на открытии съезда

 

Великий Князь Константин Константинович (начальник ГУВУЗ)

Генерал от инфантерии Редигер Александр Фёдорович (военный министр)

Генерал от кавалерии Олив Сергей Васильевич (главноуправляющий Ведомством учреждений императрицы Марии)

Генерал от инфантерии Макаров Аполлон Николаевич (директор Педагогического музея Военно-учебных заведений и Педагогических курсов офицеров-воспитателей)

Генерал от инфантерии Острогорский Алексей Николаевич (главный редактор «Педагогического сборника»)

Генерал-лейтенант Чернявский Василий Тимофеевич (начальник Михайловской артиллерийской академии и артиллерийских училищ)

Генерал-лейтенант Поливанов Алексей Андреевич (начальник Главного штаба)

Генерал-лейтенант Крюков Николай Александрович (начальник Николаевской инженерной академии и училища)

Контр-адмирал Русин Александр Иванович (начальник Николаевской морской академии и директор Морского корпуса)

Генерал-лейтенант Кеппен Павел Егорович (один из основателей Женского педагогического института)

Генерал-от-артиллерии в отставке Лалаев Матвей Степанович, военный историк, сост. "Инструкции по воспитательной части для КК"

Генерал-от-инфантерии в отставке Ордынский Иван Иванович, сост. при ГУВУЗе

Генерал-лейтенант Анчутин Константин Николаевич, в 1908 г. помощник главного начальника ГУВУЗ

Капитан 1-го ранга Русин Александр Иванович, врио начальника Морского корпуса и Морской академии

Генерал-лейтененат Драшковский Михаил Николаевич, при ГУВУЗе

Полковник Ермолинский Николай Николаевич, адъютант начальника ГУВУЗ

Генералайор Ольдерогге В.В.

Генерал-от-артиллерии в отставке Завадский Александр Игнатьевич, б. генерал для поручений при ГУВУЗ

Генерал-майор в отставке Ганике Александр Богданович, педагог, историк, воспитатель принцев Ольденбургских

Генералайор Бибинов Игнатий Яковлевич, директор подготовительной Императора Александра II школы .

 

Тайный советник Шварц Александр Николаевич (министр народного просвещения)

Действительный статский советник, граф Мусин-Пушкин Александр Алексеевич (попечитель Петербургского учебного округа)

Действительный статский советник Платонов Сергей Федорович (директор Женского педагогического института, доктор наук, педагог).

Действительный статский советник  кн. Голицын Дмитрий Петрович (член-директор Литературно-художественного общества).

Действительный статский советник Извольский Пётр Петрович (обер-прокурор Святейшего Синода)

Действительный статский советник Теляковский Владимир Аркадьевич (директор Императорских театров)

Фон Вольф Борис Эдуардович (директор Александровского лицея)

Озаровский Юрий Эрастович (режиссёр Александринского театра)

 

Нечаев Александр Петрович, доктор педнаук, руководитель лаборатории экспериментальной педагогики при Педагогическом музее

Лазурский Александр Федорович, доктор медицины, психолог

Румянцев Николай Ефимович, доктор медицины, педагогический психолог

 

 

Президиум съезда

 

Председатель

Товарищ председателя

Члены Президиума

Генерал-лейтенант

Генерал-лейтенант

Генерал-лейтенант

Генерал-лейтенант

Генерал-майор

Бутовский

Алексей Дмитриевич

Попруженко

Михаил Григорьевич

Лавров

Степан Нилович

Макшеев

Захар Андреевич

Михневич

Александр Петрович

Военный педагог и спортивный функционер, один из учредителей и член Международного олимпийского комитета (МОК)

Член Педагогического и Учебно-воспитательного комитетов Педагогического музея, автор учебников по математике и космографии

(1881-1905 - воспитатель, преподаватель Воронежской ВГ, инспектор классов Оренбургского Неплюевского КК, директор Владимирского Киевского КК)

Директор Суворовского КК, генерал для поручений ГУВУЗ

 

(1874-99 - воспитатель Пажеского корпуса, директор Киевского ВУ)

Директор Педагогического музея ГУВУЗ

 

(1892 - ротный командир 1КК, 1894 - инспектор классов и директор (с 1900) Александровского КК)

Генерал для особых поручений ГУВУЗ

(1879-1906 - воспитатель 3-й СПь военной гимназии, помощник инспектора классов Александровского КУ,чиновник ГУВУЗ, преподаватель естественных наук в 1-м КК и Константиновском ВУ, инспектор классов Александровского КК)

 

 

ПРЕДИСЛОВИE.

 

Его Императорское Высочество Августейший главный начальник военно-учебных заведений, в заботах о необходимом освежении и объединении учебной работы преподавателей по каждому предмету в курсе военно-учебных заведений, признал полезным устраивать периодические съезды в С.-Петербурге преподавателей кадетских корпусов и военных училищ.

Первый съезд преподавателей русского языка и словесности этих заведений состоялся на рождественских каникулах 1903 года (с 22 по 31 декабря). Труды съезда были отпечатаны и послужили ценным материалом для усовершенствования постановки преподавания этого предмета.

Вскоре по закрытии упомянутого съезда возникла мысль о желательности организовать периодические съезды и лиц воспитательского состава кадетских корпусов, как в целях объединенья и освежения воспитательной работы этих заведений, так и для выяснения многих вопросов по воспитательной части, не предусмотренных действующими постановлениями и иногда не поддающихся регламентации, но имеющих жизненное значение для военно-учебных заведений. В сфере деятельности воспитательского состава заведений такие вопросы возникают не в меньшем числе и дают себя чувствовать не менее настоятельно, чем в деле преподавания учебных предметов.

Проведение в жизнь этой меры в ближайшие ко времени первого съезда преподавателей русского языка годы не представилось, однако, возможным по разным причинам.

В образованной в 1906-07 годах, под председательством Августейшего главного начальника, при главном управлении военно-учебных заведений «комиссии для улучшения деятельности кадетских корпусов», между прочим, был подвергнуть обсуждение и вопрос об устройстве периодических воспитательских съездов и рассмотрена была составленная по поручению Его Императорского Высочества генералом для особых поручений при главном управлении военно-учебных заведений. и членом конференции педагогических курсов, генерал-лейтенантом А. Д. Бутовским, примерная программа вопросов, намеченных для обсуждения на первом съезде, причем комиссия единогласно высказалась за желательность устройства съездов и единогласно же признала выработанные вопросы жизненными, допускающими возможность того или другого их разрешения на основаны опытности воспитателей и знакомства их со всеми условиями школьной жизни в кадетских корпусах.

Предварительно окончательных распоряжений по этому вопросу, главное управление военно-учебных заведены препроводило во все кадетские корпуса упомянутую примерную программу и просило сообщить заключение по нижеследующим вопросам:

1) о желательном составе съезда, т.е. сколько лиц воспитательского состава корпус полагает командировать на съезд и кого именно;

2) cоответствуют ли изложенные в программе вопросы задачам съезда, и не может ли корпус указать другие вопросы, которые желательно подвергнуть обсуждению съезда, и

3) на какие из вопросов, подлежащих обсуждению съезда, корпус предполагает представить рефераты; кто именно из чинов корпуса возьмет на себя составление рефератов, и могут ли они быть доставлены в главное управление к 1-му сентября 1908 г.

 

Вопросы, поставленные примерной программой, были следующие:

 

1. Имеет ли воспитатель возможность непосредственно и деятельно руководить воспитанием каждого отдельного кадета во вверенном ему классном отделении?

В чем состоит индивидуальное воспитание в закрытом заведений?

Какой возраст и какие классы представляют наиболее выгодные условия для такого воспитания?

Какими средствами можно было бы возвысить индивиду­альное воспитание и устранить неблагоприятные для него условия? Участие родителей, численность классных отделений и пр.

 

2. Заключаются ли в действующей ныне организации кадетских корпусов все необходимый условия для того, чтобы воспитатель мог вести свое отделение, как самостоятельную единицу?

Находит ли он довольно времени и способов для живого общения со своим отделением?

В чем заключается это живое общение? Значение бесед, чтений, прогулок, экскурсий, совместных игр и работ, помощи в приготовлении уроков, а также даваемых воспитателем уроков по учебным предметам и внеклассным занятиям.

Нет ли в порядках корпусной жизни условий, неблагоприятных для такого общения, и какими мерами можно было бы предотвратить эти условия?

 

3. Влияния закрытого заведения, содействующие или противодействующие работе воспитателя.

а) Влияние сверстников или одноклассников.

Хорошее и дурное значение такого влияния.

Где больше сказывается товарищеское влияние, в младших или старших классах, и какими особенностями, свойственными возрасту, оно выражается в тех и других?

С каким дурным товарищеским влиянием приходится воспитателю бороться по преимуществу?

Располагает ли он средствами, чтобы направить товари­щеское влияние в своем отделении в хорошую сторону? В чем состоят эти средства?

б) Влияние старших классов на младшие.

В каком возрасте (в каких ротах) оно выражается всего сильнее?

В чем заключается характерная особенность этого влияния? Всегда ли оно насильственное? Не устанавливается ли оно иногда просто вследствие старшинства в возрасте?

Бывают ли случаи, когда такое влияние можно признать полезным!?

Какими мерами можно предупредить насильственное влияние старших классов на младшие или бороться с ним, когда оно уже установилось? Может ли принести в этом случае какую-нибудь пользу то или другое распределение классов по ротам?

в) Влияние старших рот на младшие.

Замечается ли вообще в наших кадетских корпусах это влияние и чем оно выражается?

Какими причинами оно вызывается? Объясняется ли оно порядками жизни в кадетском корпусе, или же инстинктивным стремлением младших кадет подражать старшим?

Бывают ли случаи, когда такое влияние можно признать полезным?

Какими причинами можно объяснить, что кадеты старших классов оказываются иногда более тяжелыми для воспитательного руководства, чем младшие, а в массе бывают недружелюбно настроены по отношение к порядкам заведения?

Какими средствами можно предупредить образование та­кого настроения или противодействовать ему, когда оно уже установилось?

Какими мерами можно достигнуть, чтобы нежелательное настроение старшей роты не передавалось в младшие?

Можно ли признать целесообразным, с воспитательной точки зрения, полное уединение каждой роты кадетского корпуса в виде самостоятельного интерната?

 

4. Сравнительное значение надзора и доверия, как воспитательных средств в закрытом заведении.

а) Значение надзора: для поддержания внешнего порядка, для приучения к исполнительности, для предупреждения уклонений от нравственных норм, для защиты слабохарактерных от вредного влияния дурных воспитанников. Для какого возраста (роты) та или другая цель надзора имеет главное значение?

Какими средствами пользуется воспитатель для установления надзора? Достаточны ли эти средства? Есть ли между этими средствами такие, которые нужны только вследствие особых условий жизни и воспитании в кадетских корпусах?

Можно ли признать за всеми этими средствами положительное воспитательное значение?

Бывают ли случаи, когда непрерывный, самый бдитель­ный надзор приводить не к положительным, а к отрицательным результатам, и чем это объясняется?

Значение надзора для воспитания характера.

б) Воспитательное значение доверия.

В какой степени доверие может быть согласовано с надзором?

Достигается ли в кадетских корпусах возможность освобождение старших кадет от непрерывного надзора?

Пользуются ли они со стороны воспитательского состава заведений тем доверием, на которое имели бы право, если бы не были воспитанниками закрытого заведения? Если пользуются, то почему?

Значение обещания или слова, даваемого воспитанником. Во всех ли случаях и от каждого ли кадета воспитатель потребует такого обещания, или примет его, когда оно дается добровольно? Как отнесется воспитатель к не исполненному, потребованному или добровольному обещанию?

Доверие к массе (отделению, классу, роте). Можете ли воспитатель с такою же уверенностью положиться на массу, как на отдельного воспитанника? Чем можно выразить доверие к массе?

Бывают ли случаи, что разумными доверием к массе достигаются лучшие результаты, чем непрерывными надзором?

Значение массового обещания, добровольного или потребованного. Имеет ли неисполнение массового обещания значение серьезная нравственного проступка?

Как влияет преобладание надзора или доверия на отношение кадет к воспитательскому составу заведения?

 

5. Нравственно - воспитательное значение наказания и поощрения.

а) Можно ли определить на практике разницу между наказанием, как возмездием, и наказанием, как исправительною мерою? Зависит ли эта разница от самого рода наказания, или от способа его наложение?

Можно ли придать всем наказаниям в заведении характер только исправительной меры и какими средствами этого можно достигнуть?

Можно ли установить на практике разницу в роде и степени, наказания, с одной стороны, за действительную нравственную испорченность, с другой - за проступок сделанный в состоянии аффекта, за дерзость, непослушание, беспорядочность, резвость и пр., и в чем эта разница может заключаться?

Соответствие наказания возрасту воспитанника, нахождению его в младших или старших классах или ротах.

Массовый наказания. Их целесообразность и действительность.

б) Нравственное значение поощрение. В чем состоят поощрительные меры? Действительность поощрительных мер в зависимости от уменья пользоваться ими.

Поощрительный меры по отношению к целому отделению, классу или роте. Значение таких мер.

 

6. Влияние образа жизни и занятий кадет на их физическое и нравственное развитее.

а) Достигается ли воспитанием в кадетском корпусе правильный рост физического развития воспитанников?

Условия, способствующие этому развитию или задерживающие его.

Не представляется ли на практике необходимости в изменении или усовершенствовании этих условий?

Что может сделать в этом отношены воспитатель или ротный командир по собственному почину, без изменения установившегося на этот предмет общего порядка?

б) Влияние массовой жизни в закрытом заведении на образование нравственного склада и на выработку характера воспитанников.

В какой степени эта жизнь способствуете воспитанию самостоятельности и самодеятельности, нравственной твер­дости, чувства уважение к личности товарища, дружеских отношений к избранным товарищам, доброго корпоративного духа и, вместе с тем, трезвого взгляда на уклонение от нравственных норм в отдельных личностях и массе?

Что может сделать воспитатель по личному почину для усиление нравственно - воспитательного значения совместной жизни воспитанников?

Не представляется ли желательным устройство жизни воспитанников старшей роты на основаниях, более близких к жизни юнкеров военных училищ?

 

7. Тайный порок и половая нравственность.

Может ли воспитатель знать в своем отделены всех воспитанников, предающихся тайному пороку? Может ли он предупредить наклонность к тайному пороку у целомудренных мальчиков?

В каком возрасте замечается наибольшее распространение тайного порока между воспитанниками? Способствует ли вступление в переходный возраст увеличению числа предающихся тайному пороку?

В каком возрасте мальчики особенно поддаются совращению товарищей?

Меры борьбы с тайным пороком, действительность которых может быть удостоверена случаями из воспитательской практики.

В каком возрасте воспитанники начинают знакомиться с женщиною? Каким причинам следует приписать замечаемое рано-временное знакомство с женщиною? Влияние продолжительных отпусков.

Бывают ли воспитанники, сохраняющее целомудрие до выпуска из корпуса? Можно ли приписать такие случаи деятельным заботам воспитателей о половой нравственности воспитанников?

 

8. Курение.

Степень его распространения.

Совместимо ли теперешнее положение вопроса о курении с нравственным авторитетом воспитательного заведения?

Меры борьбы с курением.

 

Все кадетские корпуса признали устройство съезда осуществимым на Рождестве 1908 года, а предложенные вопросы соответствующими задачам съезда. Некоторые же из них сочли необходимым предложить на обсуждение съезда свои вопросы, назревшие в их служебной практике.

Всем обязательным участникам съезда, вне Петербурга находящимся, решено было:

а) обеспечить проезд в Петербург и обратно и

б) выдать суточные деньги за время пребывания на съезде.

Кроме того, было признано необходимым предоставить им даровое помещение в Петербурге, с постельным бельем, прислугою и продовольствием на экономических началах.

 

Директор 1-го кадетского корпуса генерал-лейтенант Ф. А. Григорьев изъявил полную готовность устроить все во вверенном ему корпусе, в помещениях, которые освободятся на рождественских праздниках, в виду увольнение кадет в отпуск.

Все эти соображенья были доложены военному министру, отнесшемуся с полным сочувствием к осуществлению намеченного мероприятия.

Разработка детальных вопросов по организации съезда была возложена Августейшими главным начальником на особую организационную комиссию, в состав которой вошли: председателем генерал-лейтенант А.Д.Бутовский, членами: генерал-лейтенанты: Н.В.Сухинский, М.Г.Попруженко и З.А.Макшеев, действительный статский советник И.В.Петров, начальник учебного отделения главного управления военно-учебных заведений, полковник Н.В.Гриневич и столоначальник того же отделения подполковник И.С.Симонов.

Организационная комиссия имела 4 заседания, в которых были разработаны общие соображения по организации съезда и, в частности, были рассмотрены и распределены все поступившие в главное управление рефераты, а также выяснены темы для специальных лекций, которые могут иметь ближайшее отношение к воспитанию и которые предположено было прочесть участниками съезда.

Обязательными участниками съезда явились от каждого кадетского корпуса 2 воспитателя или ротных командира, представившие рефераты, и 6 очередных директоров тех же заведений, избранных Августейшими главным начальником военно-учебных заведений.

От заведений, представивших один реферат или не представивших их вовсе, в качестве обязательных участников съезда были командированы:

а) обязательно - один воспитатель (в первом случае составитель реферата) и

б) ротный командир, или воспитатель, или помощник инспектора классов, или кто-либо из лиц преподавательского состава, причем выбор в последнем случае предоставлялся усмотрению директоров.

К категории обязательных участников съезда, указанных в п. б., отнесены были и несколько законоучителей и врачей, избранных Августейшим главным начальником военно-учебных заведений.

Необязательными участниками съезда считались те чины учебно-воспитательного состава военно-учебных заведений, которым начальники заведений нашли возможность разрешить участвовать в съезде, в зависимости от местных условий.

В качестве необязательных участников на съезде были и лица, принадлежащая к учебному и строевому составу военных и юнкерских училищ.

Августейший главный начальники военно-учебных заведений, благосклонно приняв на себя звание почетного председателя на съезде, изволил возложить руководительство занятиями съезда на генерала для особых поручений при главном управлении военно-учебных заведений, генерал-лейтенанта А.Д.Бутовского в звании председателя; на генерал-лейтенантов: Н.В.Сухинского, М.Г.Попруженко и З.А.Макшеева - в звании товарищей председателя и на подполковника И.С.Симонова - в звании секретаря съезда. (Для исполнения секретарских обязанностей собственно до записи прений на заседаниях съезда и редактирования этих записей были приглашены из числа офицеров-воспитателей Петербургских военно-учебных заведений следующие лица: офицер-воспитатель Николаевского кадетского корпуса подполковник Казначеев и офицер-воспитатель кадетского Императора Александра II корпуса подполковник Баранов.)

Всех докладов поступило 29. Из них доложено было съезду 16-ть, причем организационная комиссия остановилась преимущественно на таких докладах «которые шире охватывали основные вопросы воспитания». (См. речь генерал-лейтенанта А.Д.Бутовского при закрытии съезда. Доклад подполковника Азарьева был допущен организационной комиссией к прочтению во время съезда.)

В связи с докладом полковника Михайловского «Борьба с половой распущенностью в средней школе» съезд обсуждал тезисы:

1) подполковника Мягкова - к докладу: «Некоторым задачи воспитания в связи с половой жизнью человеческого организма»",

2) капитана Доннера и штабс-капитана Сангайло - к докладам: «Тайный порок и половая нравственность».

В связи с докладом подполковника Львова «Имеет ли воспитатель возможность непосредственно и деятельно руководить воспитанием каждого отдельного кадета во вверенном ему классном отделении» съезд обсуждал и тезисы: полковника Вечеслова, подполковников Муромцева, Манучарова и Агищева к докладам: «Индивидуальное воспитание в кадетских корпусах».

В связи с докладом подполковника Грекова «Школьные наказания и награды» съезд обсуждал и тезисы капитана Вильбоа к докладу «О наказаниях в школьной жизни».

Лекций было прочитано три:

А.И.Нечаевым на тему «Психологические данные к вопросу об индивидуализации обучения» (приложение 1-е);

А.О.Лазурским на тему «К вопросу о составлении характеристики» (приложение 2-е) и

Н.Е.Румянцевым на тему «Школьные психологические опыты, как средство изучения индивидуальных особенностей» (приложение 3-е).

Из числа развлечений был устроен литературно-музыкальный вечер при любезном участии артисток и артистов Императорских театров.

В устройстве этого вечера принимали деятельное участие: артист Императорских театров В.И.Петров; состоящий для поручений при Августейшими главном начальнике военно-учебных заведений полковник барон Б.А.Кусов и столо­начальник главного управления военно-учебных заведений подполковник А.О.Дзнеладзе.

30-го декабря все члены съезда были удостоены милостивого приглашения на раут к Их Императорским Высочествам Августейшему главному начальнику военно-учебных заведений и его супруге великой княгине Елизавете Маврикиевне.


Разработанный организационною комиссией съезда план занятий в общем был выполнен в том направлении, в каком был намечен. Если съезд и не сделал каких-либо определенных постановлений и не формулировал окончательных решений по предметам своего суждения, так как поставленные ему вопросы не поддаются какому-либо законченному решению, тем не менее он был высокопоучителен, как плодотворное начинание, обещающее оказать неоцененный услуги военно-учебному ведомству, при периодическом его повторении (см. Речь председателя ген.-лейт. А. Д. Бутовскаго).

И. С. Симонов.

12 мая 1909 г.