ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ,

ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ

Главному их Управлению.

 

От основания в России военных школ до исхода первого

ДВАДЦАТИПЯТИЛЕТИЯ БЛАГОПОЛУЧНОГО ЦАРСТВОВАНИЯ

ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА,

1700—1880

 

Составил: генерал-майор  Лалаев

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1880

Только развивая настоящее из прошедшего можно надолго обеспечить его в будущем.

Бар. Фр. Карл ф. Штейн.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. (1700 —1825 гг.)

Период первый. От Петра I до Екатерины II

Глава I. Наши первые военные школы

Глава II. Учреждение Сухопутного Кадетского Корпуса

Глава III. Соединение Артиллерийской и Инженерной Школ в одно общее заведение и проект преобразования его в Шляхетный Корпус

Период второй. Царствования Екатерины II и Павла I

Глава IV. Преобразования в Сухопутном Кадетском Корпусе и переименование его в 1-й Кадетский Корпус

Глава V. Учреждение Артиллерийского и Инженерного Шляхетного Корпуса и переименование его во 2-й Кадетский Корпус 

Глава VI. Учреждение Военно-Сиротского Дома и перечисление Шкловского Благородного Училища в казенное ведомство

Период третий. Царствование Императора Александра I

Глава VII. Открытие новых военно-учебных заведений

Глава VIII. Преобразования и меры к благоустройству 1-го и 2-го Кадетских Корпусов и Военно-Сиротского Дома; общие черты внутреннего порядка в этих заведениях и быта их воспитанников

Глава IX.Сосредоточение главного начальства над военно-учебными заведениями и начало устройства центральной их администрации; состояние заведений к исходу 1825 года

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. (1825—1880 гг.)

 

Период четвертый. Царствование Императора Николая I

Глава I. Постепенные изменения в общей организации военно-учебных заведений и центрального их управления   

Глава II. Развитие прежних и открытие новых военно-учебных заведений

Глава III. Общие основания внутреннего устройства военно-учебных заведений; постановления и распоряжения относительно комплектования этих заведений, воспитания и обучения в них и выпуска воспитанников на службу; численный состав заведений, расходы на их содержание и размеры ежегодных выпусков в офицеры

Период пятый. Первое двадцатипятилетие благополучного царствования Государя Императора Александра Николаевича

Глава IV. Учреждение Главного Штаба Его Императорского Величества по Военно-Учебным Заведениям; частные меры к постановке этих заведений в ближайшее соответствие с развитием у нас педагогического дела и с современными потребностями нашей армии

Глава V. Главное начальствование над Военно-Учебными Заведениями Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича; предположения о реформе нашей военно-учебной системы

Глава VI. Сосредоточение высшего управления всеми военно-учебными заведениями в Военном Министерстве и учреждение, в составе его, Главного Управления Военно-Учебных Заведений; первоначальная организация сего Управления и изменения в устройстве его, последовавшие до настоящего времени

Глава VII. Общий ход преобразования Кадетских Корпусов в Военные Училища и Военные Гимназии; учреждение Юнкерских Училищ; преобразование Училищ военного ведомства в Военные Начальные Школы и сих последних в Военные Прогимназии. Нынешняя система наших военно-учебных заведений вообще. Учреждение новых и дальнейшее развитие прежних Военно-Учебных Заведений до начала 1880 года

Глава VIII. Основные черты внутреннего устройства Военно-Учебных Заведений, подведомственных ныне Главному их Управлению, и размеры ежегодной, производительной и непроизводительной, убыли из них. Численный состав и материальные средства заведений в настоящее время. Заключение

 

Приложения. Таблица расписаний занятий в военно-учебных заведениях

 

Глубокая истина, выраженная в словах эпиграфа к издаваемому ныне историческому очерку, характеризует основную цель и направление нашего труда, исполненного по поручению Главного Начальника Военно-Учебных Заведений, генерал-адъютанта Н. В. Исакова.

Первыми источниками сведений, вошедших в состав очерка, послужили изданные правительством сборники узаконений, затем административные распоряжения по военно-учебному ведомству, подлинные дела его и вообще официальные документы, хранящиеся как в архиве и отделениях Главного Управления Военно-Учебных Заведений, так и в канцеляриях самих заведений, из числа находящихся в столицах. Особенное внимание было обращено здесь на точность и подробность ссылок при всех заимствованиях из Полного собрания законов Российской Империи (первого и второго), Свода военных постановлений (изд. 1838,1859 и 1869 и.) и Приказов по военному ведомству (с 1863 г), а также из Приказов и Циркуляров по Военно-Учебным Заведениям (с 1834 г) и Циркулярных распоряжений Главного их Управления (с 1872 г). Такой прием дал возможность ограничиться подробным изложением в тексте лишь главных фактов и, не увеличивая объема очерка обширными выписками из многотомных кодексов, доступных всем читателям, облегчит им, на случай надобности, более полное ознакомление с каждым из трактуемых предметов посредством обращения прямо к указанному источнику требуемых сведений, без напрасной траты времени и труда собственно на их разыскание.

Сверх того, обильный материал для разработки последних отделов очерка дали ежегодные всеподданнейшие отчеты о состоянии Военно-Учебных Заведений (с 1831 г.) и "Педагогический Сборник", издаваемый при Главном их Управлении (с 1864 г.). Затем, существенным пособием для дела послужили: "Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России", сост. Е. Н. Мельницким (Спб. 1857-1860 г.), изданные в разное время очерки развития отдельных заведений и другие, относящиеся к предмету исследования, печатные монографии. Ее мало также сведений заимствовано нами из некоторых повременных изданий, как то: Военного Сборника, Русского Инвалида, Ежегодника Русской Армии, Русского Архива, Русской Старины и др. Наконец, при составлении второй части очерка нередко помогали нам и личные воспоминания из нашей тридцатилетней деятельности в военно-учебном ведомстве, последняя половина которой была посвящена службе в Главном Управлении Военно-Учебных Заведений, при постоянном, с 1871 г., участии в занятиях его Педагогического комитета.

На сколько позволяло содержание вышеисчисленных источников и пособий, мы старались последовательно изложить в главных чертах постепенный ход учреждения и развития у нас общих офицерских рассадников со времени основания военных школ Петром Великим. Заканчиваем же мы наш очерк исходом первого двадцатипятилетия благополучного царствования Государя Императора Александра Николаевича, который после шестилетнего непосредственного управления военно-учебным ведомством при вступлении своем на престол соизволил выразить в Высочайшем приказе от 20-го февраля 1855 г., что "личное наблюдение за Военно-Учебными Заведениями составляло приятнейшую для сердца Его Величества заботу".

В эту последнюю четверть века быстрое развитие и усовершенствование всех отраслей военного дела значительно возвысили и усложнили, сравнительно с прежним временем, те требования от войсковых офицеров, коими главнейше обусловливается успех выполнения каждым из них служебных обязанностей. Преобразованные Державною волею Монарха соответственно этим новым требованиям Военно-Учебные Заведения наши успели приготовить в истекшее двадцатипятилетие для всех видов оружия более 12000 офицеров с законченным, общим и военно-научным, образованием; сверх того со времени учреждения у нас Юнкерских Училищ в 1864 г. армия получила собственно из этого источника 17280 офицеров. 

Из заключительных глав очерка видно, что не мало личных сил и материальных средств затрачено государством на воспитание и обучение такого числа специально приготовленных для военной службы деятелей. Но многие тысячи тех из них, коим Господь помог уже с пользою послужить России, и сотни храбрых их товарищей, со славою павших в бою против врагов ее, доказали, что питомцы русских военно-учебных заведений, ныне как и прежде, одушевлены искреннею готовностью свято исполнять свой долг Царю и Отечеству — верною Им службою, самоотверженною Их защитою и честною за Них смертью.

Февраль 1880 г.

 

Матвей Степанович Лалаев

(12.09.1828 – 28.10.1912 гг.),

генерал от артиллерии, выдающийся военный педагог и писатель.

Родился в 1828 г., образование получил во 2-м кадетском корпусе, откуда в 1846 г. в чине прапорщика был выпущен в конно-артиллерийскую легкую № 14 батарею с прикомандированием к генеральному штабу, а 20 августа 1849 г. вступил на педагогическое поприще, заняв должность репетитора артиллерии в своем родном корпусе, а впоследствии (с 1856 по 1863 гг.) исполняя еще и обязанность библиотекаря.

В это время в военно-учебном ведомстве уже подготовлялись реформы: кадетские корпуса было решено преобразовать в военные гимназии. Преобразование началось с 2-го кадетского корпуса. Директором гимназии был назначен известный Г. Г. Данилович. Лалаев, занявший должность воспитателя военной гимназии, своей вдумчивой педагогической работой обратил на себя внимание как Даниловича, так и тогдашнего главного начальника военно-учебных заведений Н. В. Исакова, и ему было предложено место инспектора классов 1-й Московской военной гимназии, а из-за отказа от этой должности по семейным обстоятельствам он был назначен в 1865 г. в чине полковника в главное управление военно-учебных заведений для особых поручений.

Назначение это совпало с кипучей преобразовательной работой, которая шла тогда в военно-учебном ведомстве. Лалаеву была поручена разработка вопросов по организации так называемых низших школ военного ведомства; со свойственной ему энергией берется Лалаев за это дело: принимает самое видное участие в комиссии по составлению проекта «Положения» о военно-фельдшерской школе и единолично составляет проект «Положения» для учительской семинарии военного ведомства и для специальных школ артиллерийского ведомства.

На его работу обращает внимание военный министр Д. А. Милютин, и Лалаев получает от него специальное поручение – исследовать причины злоупотребления в фельдшерской школе при 2-м Санкт-Петербургском сухопутном госпитале. Вслед за тем в 1868 г. под непосредственным руководством Лалаева совершается преобразование военно-начальных школ в военные прогимназии, причем Лалаев единолично составляет проект «Положения» для этих вновь преобразованных военно-учебных заведений, а также и сборник материалов по устройству в них учебно-воспитательной части. Лалаев помещает в "Педагогическом Сборнике" ряд солидных статей, всесторонне освещающих порученное ему дело.

В 1871 г. Лалаев производится в генерал-майоры и назначается членом комиссии по разработке вопроса об улучшении быта офицеров; тогда же им составляется обширная записка с 28 таблицами о сравнительных выгодах офицерской службы в нашей и главных иностранных армиях; записка эта, одобренная Д. А. Милютиным, послужила существенным пособием при разработке общего вопроса об улучшении быта русских офицеров. В 1872 г. Лалаев назначается членом комиссии для разработки общей программы по составлению истории военного министерства. В 1878 г. Лалаеву поручается редактирование исторического очерка 1-й Московской военной гимназии за 1778–1878 гг.

В 1879 г. Лалаев составляет по официальным источникам "Исторический очерк военно-учебных заведений, за период времени с 1700 по 1880 г.". Этот выдающийся труд, изданный в 2 частях в 1880 г., получил широкую известность далеко за пределами ведомства, и имя Лалаева заняло почетное место в историко-педагогической литературе. В 1882 г. Лалаев составляет "Инструкцию по воспитательной части", на которой тогдашний военный министр П. С. Ванновский положил следующую резолюцию: "Написана с большим чувством и глубоким убеждением; любовь к педагогическому делу и знание его просвечивают на каждой почти странице. Надо очень и очень благодарить генерала Лалаева".

30 августа 1882 г. Лалаев производится в генерал-лейтенанты; в 1886 г. по инициативе и под редакцией Лалаева профессором В. В. Тарновским был составлен, а главным управлением издан весьма ценный и редкий в настоящее время труд под заглавием "Половая зрелость, ее течение, отклонения и болезни" как забота ведомства о предохранении физического здоровья учащихся от тлетворных заболеваний заразного свойства. В 1886 г. Лалаев проводит в жизнь мысль К. Д. Кавелина о необходимости введения законоведения в курс нашей средней военной школы: под редакцией Лалаева составляется профессором Мушниковым руководство по законоведению "Основные понятия о нравственности, праве и общежитии". В этот же период Лалаев составляет проект «Положения» и штат Пажеского Его Императорского Величества корпуса и проект нового положения для военных училищ.

В 1890 г. Лалаеву поручается составление статьи "К 50-летнему юбилею военного министерства с кратким очерком развития военно-учебных заведений с 1881 по 1890 г." (напечатано в "Педагогическом Сборнике" за 1890 г.). Одновременно с этим Лалаеву поручается составление отчета о деятельности ведомства военно-учебных заведений за 1881–1891 гг. и исторического обзора военно-учебных заведений в первое 10-летие царствования Императора Александра III (этот труд составил часть его капитального сочинения "Исторический очерк военно-учебных заведений").

В 1896 г. Лалаев производится в генералы от артиллерии. Несмотря на преклонный свой возраст, Лалаев с обычной ему энергией работает над тщательно собранным в течение прежних лет материалом и выпускает последовательно 3 сочинения историко-педагогического характера: "Император Николай I – зиждитель Русской школы" (1896 г.); "Очерк жизни и деятельности в Бозе почивающего Великого Князя Михаила Павловича к 100-летию со дня его рождения" (1898 г.) и "Наши военно-учебные заведения под главным начальством Великого Князя Михаила Николаевича" (1897 г.). В то же время Лалаеву поручается составить "Исторический обзор регламентации воспитания и обучения в наших военно-учебных заведениях". Обзор этот был напечатан в № 1 и № 2 "Военного Сборника" за 1900 г.

Из последних наиболее важных поручений, возложенных на Лалаева, следует отметить редактирование составленной П. В. Петровым "Истории главного управления военно-учебных заведений", вошедшей в общий труд "Столетие военного министерства". В январе 1906 г. по расстроенному здоровью Лалаев был уволен в отставку и умер 28 октября 1912 г.

Свои досуги Лалаев отдавал литературным работам. В молодости он работал в известном журнале "Современник" (под редакцией Н. А. Некрасова), а затем принимал живое участие в журнале "Педагогический Сборник", где поместил ряд статей, имеющих преимущественно историко-педагогический характер.

Похоронен на армянском кладбище в Санкт-Петербурге

Источник: Библиографическая библиотека "Образование, наука, культура"