Воспитание в кадетских корпусах, живо проникнутое духом христианского вероучения и строго согласованное с общими началами русского государственного устройства, имеет главной целью подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Г о с у д а р ю  и Отечеству – посредством постепенной, с детского возраста, выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основой искренней преданности Престолу, сознательного повиновения власти и закону и чувств чести, добра и правды.

Соответственно таковой цели корпусное воспитание должно в каждом из кадет всесторонне развить благочестие и верноподданнический долг и твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, кои имеют первенствующие значение в воспитании будущего офицера. 

(Положение о кадетских корпусах, 1886 г., ст 23.

 I. Воинское воспитание в XVIII - первой половине XIX в.

Бецкой И.И. - директор Сухопутного шляхетского корпуса

Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества (1764)

«Устав Шляхетского сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества».

Семичев.В.В. Воспитание при Императоре Николае  I

II. Воинское обучение и воспитание в середине XIX в.

Реформы Я.И.РОСТОВЦЕВА

Общая инструкция для составления учебных конспектов и программ военно-учебным заведениям (1850 г.)

III. Воинское обучение и воспитание во второй половине XIX в.

Реформы Д.А.МИЛЮТИНА

          Военные гимназии

Учебный процесс в военных гимназиях

Воспитание в военных гимназиях

Учебно-воспитательный процесс в военных прогимназиях

Воспитатели военных гимназий

Подготовка учителей и воспитателей. Учительская семинария

(Из Справочника "Школа Российского офицерства")

IY. Реформа военного воспитания АЛЕКСАНДРА III.

 

Кадетские корпуса и военные гимназии. Очерк, 1884 г.

Реформа 1882-83 гг.

Положение о кадетских корпусах. 1886г.- главный документ!

Подготовка преподавателей и воспитателей. Педагогический музей. Педагогические курсы.

Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов.

V.  Военное воспитание при Великом князе Константине Константиновиче.

 

Ф.Ф.УШАКОВ

 

О СРЕДСТВАХ ЗАВЕСТИ ХОРОШИХ ОФИЦЕРОВ

 

Воспитание благородного юношества есть первейшее и наилучшее средство к заведению хороших офицеров...Нет ничего пагубнее,  как вверять оное частным  людям, даже и самим родителям; живые примеры сие подтверждают.

 

Один, проведя все свое время в гражданской службе, препятствует  своему сыну вступить в военное поприще и весьма часто вопреки его наклонностям готовит его в судьи или дипломаты. Другой, служа век свой капралом и офицером, взяв крест на приступе, и обязан будучи своим именем одной своей храбрости, мнит, что науки бесполезны для его сына. Мать же, ежели она старинного века, то морит своего сына над часовником... и другими тому подобными книгами. Новомодная барыня наряжает своего сына купидончиком или еще в женское платье, как будто бы русское недостойно дворянина; одна кричит: я не хочу, чтобы мой сын  был ученый педант, и учит его танцевать и болтать по-французски. Другая: я хочу, чтоб мой сын был военный, учит его фехтовать, ездить верхом и сим образом готовит его в генералы. Наконец есть и такие, которые, разрядившись в кружева и в тонкое прозрачное платье, намазав лице свое и шею белилами и опрыскав себя духами, говорят:  я хочу, чтоб мой сын был светской человек; чтоб он был любезен; я терпеть не могу этих странных ученых; к чему математика, геометрия, фортификация? я не хочу его отдать в пушкари... Вот какое бывает домашнее воспитание, которое почти всегда препоручается иностранцам; но что это за люди? Редкий из них вынужден оставить свое отечество каким-нибудь истинным несчастьем. Большая же часть оставила оное единственно оттого, что по недостатку истинных достоинств не могут в нем снискать пропитания, или для избежания какого-нибудь заслуженного ими наказания. Ребенок слышит от него, что русское все дурно и глупо, отец его восхищается английскими сапогами, мать французскими кружевами, и оба клянут Россию за то, что она не производит таковых драгоценностей. Послали слугу купить ребенку шляпу, шляпа куплена в русских рядах: какой дурак, говорит мать, может ли быть что порядочное в русских рядах? Дома все говорят по-французски или по-немецки, ребенку запрещают говорить по-русски... Ребенок не слышит никогда про Отечество и, пока живет дома, едва ли знает, что значит сие священное слово.

 

Нет! ребенок принадлежит не родителям, а Отечеству; Отечество должно быть для него святее всего на свете, все воспитание его должно клониться к тому, чтоб его сделать не только годным, но и отличным слугою своим согражданам, добрым сыном, добрым отцом; без любезных государство обойтися может, а без сынов Отечества — никогда

       Итак, правительство не может поверить частным людям воспитание дворянства. Одному правительству подлежит воспитание благородного юношества. В каждой губернии, где народный язык есть русский, должна быть дворянская школа, в которую неотменно входили бы все дворянские дети десятилетнего возраста.... 

      Те, которые выдержат вышепомянутый  [по окончании школы - прим.] экзамен, должны поступать в государственные военные школы или в так называемые кадетские корпуса. 

     Я желал бы, чтоб все военные школы, как губернские, так и государственные, были под управлением коренных русских дворян…Все чиновники, определяемые в сии школы для присмотру за поведением детей, должны быть военные люди; не молодые; страстями не порабощенные; но заслуженные и, преимущественно, на войне изувеченные.

В губернских военных школах никаких строев не заводить:

ибо дети должны там быть слишком малолетни,

в строях же государственных военных школ или кадетских корпусах за унтер-офицерров отправлять самим воспитанникам, отличающимся в науках, а за обер-офицеров тем кадетам, которые уже выдержали экзамен в чистой математике, артиллерийской и инженерной науке и остались в училище для выслушания курсов смешанной математики, физики, химии и проч. Сим кадетам носить офицерский мундир, и кончив им предназначенное учение, они должны поступать в гвардию; 

в камерах одному воспитаннику над другим не надсматривать, ибо ребенок за ребятами смотреть не может: ежели он добр, то он сам шалить с ними станет; ежели ж он строг, то сие значит, что он зол, а злых не должно терпеть ни в каком обществе... 

 

Теперь у нас два пути ведут к чинам, старшинство и отличие.

 Опыт показал, что государство только тогда имеет великих полководцев, когда отворен сей последний путь

 ...надо поощрять храбрость, ибо хотя и говорят некоторые, что храбрость без ума ни на что не надобна; но военному человеку и ум без храбрости ни на что не нужен: однако же познания должны быть столь же поощряемы, сколько и храбрость, но разным образом.  Познания должны быть поощряемы чинами, а храбрость – орденами; ибо для каждого чина потребна особая степень сведений, а храбрость, хотя и необходима для всех, однако же не должна без помощи сведений доставлять чины... 

Итак, главнейшие средства к заведению офицеров со сведениями суть:

маркированный список

 хорошее, общее и единообразное воспитание благородного юношества

маркированный список

просвещенное начальство;

маркированный список

употребление при всякой войне сколь возможно более офицеров и

маркированный список

производство за отличие в науках.

«Военный журнал», кн.11. Спб., 1811