В
начале 60-х гг. XIX
в. в ходе
общей
реформы
народного
образования
в стране было
создано, как
известно, два
основных
типа средних
учебных
заведений:
классическая
гимназия (с
преобладанием
гуманитарных
предметов) и
реальная
гимназия (с
естественно-математическим
уклоном).
В
русле этих
реформ
военный
министр Д.
А. Милютин
предложил
создать
военные
гимназии,
преобразовав
общие классы
кадетских
корпусов (старшие
специальные
классы
которых уже
были
преобразованы
в военные
училища). Строевой
состав
предполагалось
упразднить,
сменив
большинство
офицеров
гражданскими
преподавателями,
и превратить
эти
заведения из
закрытых в
открытые, где
большинство
воспитанников
содержалось
бы за свой
счет, и таким
образом
приблизить
их к
гражданским
гимназиям (Милютиным
даже
предполагалось
со временем
передать все
подготовительные
заведения в
Министерство
народного
просвещения,
чтобы
военные
училища
комплектовались
выпускниками
обычных
гимназий).
Осуществление
этого
проекта
началось в 1863
г., когда
соответствующим
образом был
реорганизован
2-й
кадетский
корпус, где
вместо
строевых
подразделений
ввели
возрастные
классы, как в
гимназиях. В
том же году
упразднены
три
кадетских
корпуса: Александринский
Сиротский
в Москве, Александровский
в Вильно и Павловский;
к приему в
корпуса в том
году
допускались
уже только
дети,
достигшие 12
лет.
В
1864 г.
преобразованы
в военные
гимназии 1-й
кадетский
корпус, 1-й и 2-й
Московские,
Орловский и
Тульский,
в
1865 г. — Полтавский,
Киевский,
Полоцкий и
Воронежский,
в
1866 г. — Новгородский,
одновременно
с этим
переведенный
в Нижний
Новгород, Оренбургский
и Сибирский.
Упразднены
малолетние
отделения 1-го
кадетского и
Тамбовского
корпусов.
Пажеский
и Финляндский
корпуса
оставлены в
прежнем виде (какими
и
сохранились
до конца
своего
существования).
В Пажеском
корпусе
четыре общих
класса
приравнивались
к старшим
классам
военной
гимназии, а в
Финляндском
общий курс
был
пятилетним (на
шведском
языке).
Таким
образом, к началу
1871 г. помимо
общих
классов этих
двух
корпусов
насчитывалось
12 военных
гимназий: 1-я
и 2-я
Петербургские,
1-я и 2-я
Московские,
Орловская
Бахтина,
Михайловская
Воронежская,
Петровская
Полтавская,
Владимирская
Киевская,
Полоцкая,
Нижегородская
Аракчеевская,
Оренбургская
Неплюевская
и Сибирская,
а также
приготовительный
пансион при
Николаевском
кавалерийском
училище.
Общий штат
всех военных
гимназий
составил 3782
воспитанника.
В 1873 г.
вместо 6-летнего
в военных
гимназиях
был введен 7-летний
курс и
увеличены
штаты (в 12
гимназиях
всего до 4300 чел.).
В том же году
открыты еще
две военные
гимназии
исключительно
для
экстернов, т.
е. приходящих
учеников: 3-я
Петербургская
и Симбирская
— с допуском в
них
представителей
всех
сословий и с
платой, как в
гражданских
гимназиях; в
остальных
гимназиях
допускалось
по 3
приходящих
ученика на
каждое
классное
отделение, а
при четырех
гимназиях
открыто по
новому
классному
отделению
для
приходящих
на 30 человек. В 1874
г. открылась 3-я
Московская
гимназия, в
1875 г. — Тифлисская
(вместо
прежней
прогимназии,
переведенной
во
Владикавказ),
а в 1876 г. — 4-я
Московская
(на 500 человек) и Псковская
(на 400 человек),
преобразованные
из
прогимназий.
Все эти
гимназии
были
заведениями
интернатного
типа, имели
приготовительный
и шесть
основных
классов. С 1874 г. в
военных
гимназиях
введен
конкурсный
экзамен. В 1877 г. в
Омске открыт
пансион для
приготовления
малолетних к
поступлению
в Сибирскую
военную
гимназию.
Содержание
каждого
воспитанника-интерна
в военной
гимназии
обходилось
государству
в среднем в
год: в 1872 г. — 414,5 руб.,
в 1875 г. — 369,43 руб., в 1879 г.
— 595,23 руб.
Для
подготовки
учителей
военных
гимназий в 1865—1882
гг. при 2-й
Петербургской
военной
гимназии
действовали Высшие
педагогические
курсы, куда
принимались
лица с
университетским
образованием.
За 1871—1880
гг. курсы
подготовили 45
человек. За 1871—1879
гг. все
военные
гимназии и
равные им
учебные
заведения
направили в
военные
училища 4347
человек.
Число
воспитанников
военных
гимназий в 70-х
гг. постоянно
увеличивалось,
главным
образом, за
счет
своекоштных (плативших
250 руб. в год), в
результате
чего доля
выпускников
военных
гимназий
среди
юнкеров
военных
училищ,
составлявшая
в 1871 г. около
половины, в 1879 г.
выросла до 75%.
|