"Я готов вас абсолютно поддержать. Система кадетского образования, которое у нас развивалось волнами, зарекомендовала себя очень неплохо. Дети выходят из таких образовательных учреждений во взрослый мир подготовленными и зрелыми, и у большинства из них не бывает проблем, которые возникают в неполных семьях и вообще свойственны современной эпохе". "Кадетское образование - это страховка от инфантилизма, и мы должны заниматься развитием такого рода образовательных услуг, но здесь должен быть критерий разумной достаточности, чтобы не превращать систему кадетского образования в альтернативу школьному образованию".

Дмитрий Медведев

(в Госдуме, отвечая на предложение одного из депутатов активнее развивать систему кадетского образования)

"Воспитание в кадетских корпусах, живо проникнутое духом христианского вероучения и строго согласованное с общими началами русского государственного устройства, имеет главной целью подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству – посредством постепенной, с детского возраста, выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основой искренней преданности Престолу, сознательного повиновения власти и закону и чувств чести, добра и правды.

Соответственно таковой цели корпусное воспитание должно в каждом из кадет всесторонне развить благочестие и верноподданнический долг и твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, кои имеют первенствующие значение в воспитании будущего офицера.

На основании вышеизложенных руководящих начал подробные правила физического и нравственного воспитания в кадетских корпусах, как и устройства в них внутреннего порядка, определяются утверждаемою Военным Министром инструкцией по воспитательной части."

(Из Положения о кадетских корпусах, 1886г.)

Кадетское

воспитание

и образование

Нет и не может быть отдельно взятого "кадетского образования" - существующее законодательство в полной мере определяет и уровень, и тип, и дополнительные возможности образования в целом, и кадетского, в частности.

Самым важным является именно КАДЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (и исторические документы это наглядно показывают), поэтому правильнее говорить о кадетском воспитании и образовании, ставя во главу угла воспитательную часть единого процесса - процесса воспитания будущего государственно мыслящего человека и Патриота своего Отечества.

«Просвещение ума есть важнейшая часть в воспитании каждого военного и невоенного человека, потому что производит внутреннее побуждение к соблюдению правил нравственности и к приобретению всех знаний, потребных в каждом состоянии».

«О нравственном образовании военных людей», Военный журнал .1812

С 1991 года, когда появилась возможность педагогическому составу творить в школах все, что вздумается, начались поиски неких законодательных основ того, что ранее было само собой разумеющимся и не требовало никаких особых концепций, законов и пр.

Появились некие "Советы директоров кадетских корпусов", региональные управления кадетским (или казачьим) образованием, региональные законы о кадетском образовании, некоторые даже с претензией на "всероссийскость".

В конце второго десятилетия текущего века при Минпросе даже существовал Совет по кадетскому образованию.

Министерство просвещения:

 Совет по кадетскому образованию

"обнулен" в конце 2019 года

Попытка создать "концепцию кадетского образования на общегосударственном уровне"

По инициативе Владимирова А.И. Министерство просвещения предприняло попытку создать некую "концепцию" подготовки некой "элиты управления", которая не привела ни к какому результату.

 

Статьи и доклады А.И.Владимирова на заданную тему

"О совершенствовании Суворовского (кадетского) образования и создании системы подготовки национальной элиты России", 2007

"Общие подходы к развитию национальной системы профессионального военного образования" ("ВПК", №4/220), 2007

"О национальном проекте формирования национальной элиты России с детства на базе суворовских, нахимовских военных  училищ и кадетских корпусов страны" (Доклад В.Бобрышева на Первом Съезде кадет России), 2007

Обращение к Президенту России "О кадетском образовании в Российской Федерации". май 2008 г.

Обращение к Президенту России с Предложениями ветеранов суворовцев "По формированию Федеральной программы патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан Российской Федерации на 2010-2020 и дальнейшие годы". Июнь 2008 г.

Обращение Председателя ОС СНКР к кадетам и организациям по вопросу разработки законодательных инициатив, 2008

Проект содержания (структуры) Концепции, 2008

"О создании национальной системы формирования национальных элит России в качестве приоритетной задачи государства и российского общества, и как составной части Национальной  стратегии России". Служебная записка, 2008

Основы Концепции и Государственного стандарта кадетского образования в России. Тезисы доклада на Втором Общекадетском Съезде, 2009

Попытка подготовки Концепции кадетского образования и воспитания в России - создание первой рабочей группы

"Рекомендации"по развитию и стратегии "кадетского образования" . 2015г.

  "Концепции кадетского образования" - "приказали долго жить"  

Концепция Министерства Просвещения                                        Концепция Министерства Обороны

 

Инициативные учебно-методические центры кадетского образования

Научно-методическая лаборатория развития кадетского образования России при Новосибирском государственном педагогическом университете и Сибирском КК

Информационно-методический центр кадетского образования при СПб академии постдипломного педагогического образования и КК ЖДВ

 

Работы профессора А.И.Каменева в области генезиса военного воспитания и образования

Военная школа России: уроки истории и стратегия развития

История подготовки офицерских кадров в России

Февральские тезисы профессора Каменева

Нам нужна национальная школа

Резерв государственных людей

"Нет пророка в своем Отечестве"

Наши "эффективные менеджеры-от-просвещения" готовы отдать все за чуждо-импортное, пренебрегая своим рожденным в своем Отечестве.

Вот и завели родное образования в "болото болонское"

 

По результатам их "труда", кажется, что они элементарного понятия не имеют об истории педагогики.

Вот кого и надо "провещать" в первую очередь.

 

   ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ  

Под ред. Шабаевой. М. Просвещение. 1981


 

Научные работы в области кадетского воспитания и образования

(на соискание научных степеней кандидатов и докторов наук)

(значки = ссылки на загрузку)

1998

В.Левченко. "Совершенствование начального военно-профессионального образования в системе специализированных подготовительных учебных заведений МО РФ" , СПб

1999

Н.Костоусов. "Педагогические основы нравственного воспитания учащихся Лицея милиции"  Екатеринбург

2002

А.Петухов. "Педагогический потенциал ритуалов органов внутренних дел в воспитании профессиональной чести у кадетов лицея милиции" Екатеринбург

2002

В.Черняков. "Историко-педагогические аспекты создания и развития системы кадетских корпусов в России как непременного условия совершенствования довузовского военного образования молодежи" , СПб

2002

С.Смирнов. "Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса" Кострома

2006

И.Зубарев. "Педагогические условия формирования основ нравственной готовности учащихся кадетских классов к обеспечению безопасности жизнедеятельности" Екатеринбург

2007

Е.Анциферова. "Комплексная оценка физического развития кандидатов для обучения и воспитанников военных образовательных учреждений среднего общего образования" СПб

2009

Н.Костоусов. "Генезис кадетского образования в России (XVIII - начало XXI в.)", Екатеринбург

2019

А.Поляков. "Педагогическая система профессиональной ориентации воспитанников СВУ МВД России". Москва

 

Авторефераты диссертаций по кадетской тематике

на соискание ученых степеней

2005

Климашкина Е.В. Источники изучения педагогического опыта  кадетских корпусов и военных гимназий дореволюционной России

Ставрополь

 


 

Справка о роли и месте кадетских школ, кадетских школ-интернатов в современной системе образования. Письмо Минобра РФ от 27.06.2002 г №01-50-841/32-05

"Кадетское образование в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития в XXI веке", 2004, декабрь, Ростов-на Дону. Круглый стол ГД.

Заседание Комитета по образованию СФ - 14.09.06 (только по вопросу кадетских учебных заведений Минобразования)

Заседание Комитета по образованию СФ - 31.10.06 (с приглашением сенаторов по вопросу подготовки к парламентским слушаниям)

Рекомендации парламентских слушаний на тему «Законодательная поддержка функционирования и развития кадетских образовательных учреждений в РФ», 2006

Заседание Комитета по образованию СФ - 22.02.07 (в расширенном составе)

    Р.Акчурин О кадетском образовании в Москве. Выступление на заседании Комитета СФ.

Законодательная поддержка развития кадетских образовательных учреждений в Российской Федерации. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ № 7 (324) 2007 г

Заседание Экспертной комиссии по изучению и оценке результатов эксперимента по введению ЕГЭ СФ. 16 сентября 2009

«Кадетское движение - традиции и будущее». Круглый стол в ГД, декабрь 2019

Инициативы

законодательной и исполнительной

власти

 

Региональные инициативы и информационные материалы

Закон Красноярского края №13-1187 от 28.02.2001 "О кадетских корпусах и Мариинских женских гимназиях-интернатах"

Постановление Администрации Красноярского края от 7 мая 2001 г. N 311-П "Об обеспечении форменным обмундированием в государственных кадетских школах-интернатах (кадетских корпусах) и Мариинских женских гимназиях-интернатах"

Постановление Администрации Красноярского края от 17 декабря 2001 г. N 879-П "Об утверждении норм питания воспитанников государственных кадетских школ-интернатов (кадетских корпусов) и воспитанниц Мариинских женских гимназий-интернатов"

Агентство образования Администрации Красноярского края. О системе кадетского образования в Красноярском крае, 2005

Региональный закон "О кадетском образовании в Алтайском крае", Принят в 2007 г.

         Заключение государственно-правового отдела края на закон "О кадетском образовании в Алтайском крае"

МосГорДума против казачьих КК, как типа учебного заведения, 2010

Петербургским Законодательным Собранием принят закон "О кадетском образовании в СПб", 2021

 

В.Левченко "Основы стандарта начального военно-профессионального образования", 1998

В.Левченко "Предложения в Президентскую Программу "Кадеты России", 2001

Проект закона "О подготовке в кадетских корпусах подрастающего поколения граждан Российской Федерации, изъявивших желание посвятить себя государственной службе" (подготовлен в Московском казачьем кадетском корпусе, 2002)

В.Левченко "Что такое кадетское воспитание и кадетское образование". Доклад на НПК, ноябрь 2003

А.Шишков "Недетский вопрос государственной важности" ("Красная звезда" 29.04.2006)

А.Кравченко "Национальный проект: развитие системы кадетских корпусов и военно-патриотических клубов", 2006

В.Левченко "К концепции кадетского образования и воспитания". Служебная записка С.Миронову, сентябрь 2006

В.Левченко "О Службе Федерального инспектора по кадетскому образованию и воспитанию при Президенте РФ". Служ.запю в СовФед, сентябрь 2006

Н.Кораванец "Модель кадетского образования"  "Российская кадетская перекличка", №2, 2007

А.Владимиров "О необходимости и направлениях формирования новых государственных образовательных стандартов". Доклад на Общественной Палате города Москвы по образованию, 2007

А.Владимиров О перспективах кадетского образования в городе Москве в контексте задачи улучшения качества управления государством и создания кадрового резерва страны.  Доклад на заседании Общественного совета по образованию г. Москвы 19.03.2009

Инициативные предложения

 

Конференции,

"круглые столы", сборы

 

Межрегиональная конференция "Кадетское образование: итоги, проблемы, пути решения", 9.04.2003, Москва

3-я научно-практическая конференция "Кадетское образование и воспитание в Санкт-Петербурге: история и современность". 1.04.2003, МИАИВиВС. 

Всероссийский семинар для директоров кадетских корпусов России. февраль 2004, Тамбов

Всероссийский семинар-совещание руководителей кадетских образовательных учреждений. 25-27-10.2006, Красноярск.

Межрегиональный семинар. «Кадетское образование и воспитание на современном этапе: опыт, -  проблемы, перспективы развития» февраль 2007

"Состояние, проблемы и перспективы развития образования и воспитания в классах и группах кадетской казачьей направленности на Кубани". Доклад на семинаре, 2008

Круглый стол, посвященный проблемам содержания кадетского образования в Алтайском крае. Рекомендации АКИПКРО. 31.01.2008, Барнаул

Сбор заместителей начальников СВУ и КК по воспитательной работе, март 2008, Екатеринбург.

Республиканская конференция работников образования «Кадетское образование: потенциал, проблемы и перспективы» 17.04.2008, Чебоксары.

4-я Межрегиональная НПК «Интеграция кадетского образования в систему общего образования». 25.04.2008 СПб, КК ЖДВ.

5-я (международная) НПК по вопросам кадетского образования и воспитания 24.04.2009, СПб

 

Е.П.Исаков  "О нашем национальном опыте", 2001

А.Владимиров "О национальной военной мысли, военной науке и профессиональном военном образовании" (Доклад Министру Обороны РФ), 2007

А.Владимиров "Об основных направлениях формирования молодых поколений граждан России как строителей ее успешного будущего". Доклад на заседании XII Всемирного Русского Народного Собора и Соборных слушаниях по Доктрине «Молодежь России», 2007

Кадетское образование в России. Информация с сайта "Всеобуч" http://www.edu-all.ru

В.Данченко Кадетские школы-интернаты как агенты социализации «трудных» подростков. Известия УГУ.–2007. – № 51, выпуск 3

А.Владимиров "О совершенствовании Суворовского (кадетского) образования и создании системы подготовки национальной элиты России", 2007

В.А. Тараканов. Нельзя всех строить. РКП, №4, 2008

Е.И. Казакова. Кадетские корпуса со своим предназначением справляются. РКП, №4, 2008

В.Я. Снеговский. Не нужно изобретать велосипед. РКП, №4, 2008

М.Калашников. Как вырастить инновационную элиту? (Интервью с А.Владимировым)/ 2008

Н.Костоусов "Проблемы кадетского образования", "Кадеты Урала", №2, 2008

Е.Казакова "Кадетская школа – новая школа", Российская кадетская перекличка, №6, 2008

Н.Костоусов Актуализация педагогического наследия кадетских корпусов в современном кадетском образовании, 2009

Статьи по современному кадетскому образованию и воспитанию

 

Как правильно говорить: кадет или кадетОВ ?

 

Рефераты и статьи

научных работ, к кадетскому воспитанию и образованию отношение имеющие

Генезис кадетского воспитания и образования

Дугин И.М. Роль офицера-воспитателя в организации нравственного воспитания учащихся кадетских корпусов в дореволюционной России

Ермак М.А. Историко-педагогический анализ развития системы обучения и воспитания кадет в России, СПбУ МВД, 2012

Козлов В.А. Педагогический комитет и Педагогический музей как элементы методического обеспечения учебно-воспитательной деятельности военно-учебных заведений Российской Империи, Военный авиационный инженерный университет, Воронеж, 2010

А.Л. Микерина. Организация учеьно-воспитательного процесса в кадетских корпусах первой половины XIX в.

Юдин В.В. Кадетское образование: понятие, содержание, значение. Оренбургский ГУ, 2011

Непрерывность и преемственность кадетского воспитания и образования

Гребенкин А.Н. Возрождение традиций дореволюционных кадетских корпусов в СССР в 1943 году. 2018

Дарков С.К. Суворовское военные училища как непосредственный результат военных успехов.

Коваленко О.Ю. К вопросу о преемственности суворовских военных училищ и кадетских корпусов Российской империи, 2018

Особенности воспитания

Дугин И.М. Концепция нpaвcтвeннoгo воспитания учащихся кадетских корпусов России, СПб Университет МВД, 2005

Жукова Е.Ю. Воинские ритуалы в воспитании современных кадет: сущность и содержание. Челябинск, 2012

Клименко Н.С. Возрождение кадетских корпусов как попытка восстановления маскулинности в российском обществе, 2011

Милованова Н.Ю. Трудности социальной адаптации воспитанников к особенностям жизнедеятельности кадетского корпуса

Свиридов В.А., Дрозд Е.В. Психолого-педагогические особенности обучения и воспитания кадетов и юнкеров в Российской империи

Стёпочкина Е.А. Теоретико-методологические основы гражданско-патриотического воспитания кадет в условиях школьной системы образования, Елецкий ГУ

Профессиональная подготовка и профориентирование

Гусева Е.В. Обеспечение пропедевтико-профессиональной направленности обучения кадетов на основе реализации межпредметных связей курсов математики и информатики. Пензенский ГПУ, 2011

Гусева Е. В., Родионов М.А. Модель профильной подготовки учащихся кадетских школ на основе изучения м\интегрированного элективного курса. Пензенский ГПУ

Дмитриева Н.А. Ценностные ориентации кадетОВ. Омский ГПУ,2012

Федорова Т.В. Подготовка офицерских кадров в Хабаровском кадетском корпусе

Особенности предметной подготовки

Кочанжи И.Д. Правовые дисциплины в кадетских корпусах на различных этапах Российского государства. Вестн. Екатер. инст. №2/2011

Михеева О.В. Роль и место гуманитарных дисциплин в системе подготовки кадет Российской Империи. Казанский пед.журнал №2, 2011

Подготовка офицеров-воспитателей и учителей кадетских корпусов  

Беляев А.В. Подготовка педагогических кадров для кадетских корпусов. Педагогика №8, 2009

Лелина Е.И. Педагогические музеи в России второй половины XIX- начала XX века. История становления и развития. СПбГУ Истфак. 2012

Райковский В.Г. Военное воспитание. 1908

Свиридов В.А, Русиков В.А. Cтановление и развитие системы подготовки преподавателей для военной школы Российской империи.

Здоровый образ жизни и спорт

Игнатьев А.М. Диагностика уровня сформированности ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у кадетов. Чувашский ГПУ, 2011

Свеженцева Ю.И. Некоторые аспекты развития теории и практики физического воспитания в Российских кадетских корпусах середины XVIII - первой половины XХ веков. Воронежский ГПУ.

Разные материалы

Гребенкин А.Н. Социокультурный облик офицеров Орловского Бахтина кадетского корпуса в 1843–1917 гг., 2011

Сотников С.А. Дети российских военных эмигрантов в 1920-1930-е годы: судьбы, образование, ментальность. Вестник ассоциации ВУЗОВ туризма и сервиса № 3,2009

Опыт школ

Борщеговский Г.М. Кадетская школа как эффективное условие гражданско-патриотического образования и воспитания учащихся. Хабаровск «Кадетская школа № 1 им. Ф.Ф. Ушакова»

Степочкина Е.А. Анализ состояния гражданско-патриотического воспитания кадет в условиях школьной системы образования на примере кадетской школы №43 имени майора А.Коврижных г. Липецка